После нескольких недель боев и авианалетов Карабах уже не был похож на неприступную крепость. Фото Reuters
Утром 27 сентября Азербайджан начал операцию «Железный кулак» по восстановлению юрисдикции в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике (НКР). Война, получившая название 40-дневной, завершилась 10 ноября подписанием трехстороннего соглашения о прекращении огня президентами Азербайджана и РФ Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным, а также премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Согласно документу, под контроль Баку перешли семь районов вокруг Карабаха, которые армянская сторона называла «поясом безопасности», город Шуши. Азербайджан получил также коридор по территории Армении для связи с Нахичеванской автономией, а Армении для связи с Карабахом в ответ был оставлен коридор через Лачинский район. В Нагорный Карабах для сохранения мира, а по сути, для защиты армянского населения введены российские миротворцы. С азербайджанской стороны наблюдать за выполнением обязанностей российскими миротворцами будет подразделение ВС Турции.
Первые недели военных столкновений не предвещали если и не полученных итогов, то, во всяком случае, столь быстрого их достижения. Армянская сторона теперь может сколько угодно сетовать на участие на азербайджанской стороне турецких специалистов и подразделений, боевиков из Сирии, а также на то, что у нее самой не хватило боеспособных сил – резервисты заметно уступали в подготовке основным, нового расклада в многолетней зоне конфликта не избежать. В Ереване еще предстоит разобраться с тем, как получилось, что у Азербайджана оказалось более современное, а главное, более подходящее для войн в карабахских условиях вооружение, эффективная тактика, тогда как армянские подразделения, по словам экспертов, воевали «вчерашним оружием» по «лекалам первой карабахской войны». Притом что в четырехдневной войне 2016 года стало ясно, что Азербайджан намерен добиться преимущества дронами. Однако спустя четыре года выяснилось, что армянская сторона уроков не извлекла – против беспилотников она в какие-то моменты опять оказывалась совершенно беспомощной. К тому же молва о неприступности армянских позиций, похоже, оказалась преувеличенной.
Для армян не должно было быть неожиданностью участие на стороне Баку внешних сил: президент Алиев неоднократно заявлял, что способен вернуть Карабах без крови азербайджанцев, но «покупкой» наемников, а президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также не раз публично обещал быть рядом с Азербайджаном, когда тот возьмется решать карабахскую проблему.
В последнюю неделю войны преимущество азербайджанских сил стало подавляющим. Сторонам, вероятно, еще предстоит уточнить и объявить точные потери, пока же они по усредненным данным составляют в общей сложности около 10 тыс. человек.
Новый баланс в Нагорном Карабахе сформировал новые политические реалии в Баку, Ереване и в регионе в целом. Успешной военной кампанией Ильхам Алиев надолго, если не до конца своего правления обезопасил себя от внутриполитических кризисов. Любая неудача неопределенно долго будет перебиваться напоминанием о восстановлении территориальной целостности Азербайджана.
В Ереване ситуация обратная. Премьера Пашиняна обвиняют в предательстве. Общество расколото. Часть населения требует его отставки. Другая часть, не особо доверяя Пашиняну и его команде, еще меньше доверяет противоположному политическому лагерю, в котором нет ни новых лиц, ни новых идей, ни вообще, похоже, идей, кроме смены власти. И небольшая часть продолжает считать Пашиняна лидером, способным обеспечить стране благо. Армения оказалась в глубочайшем кризисе – испытание проходит ее государственность.
Победа в карабахской войне обусловила усиление позиций Турции на Южном Кавказе. К большому неудовольствию Ирана. Перед Россией стоит задача не ослабить влияние и возможности в регионе при потенциальном повышении роли внешних игроков, государственные флаги которых, помимо турецкого, в знак благодарности за помощь в войне также были вывешены в Баку – речь о Пакистане и Афганистане.
комментарии(0)