0
2242

27.07.2000 00:00:00

И вечный трон...

Тэги: Византия, Грабар


Андре Грабар. Император в византийском искусстве. - М.: Ладомир, 2000, 328 с.

Для каждого, кто знаком с историей Византии, неоспоримым покажется тезис о том, что в наибольшей степени ее своеобразие определялось двумя составляющими - Православной Церковью и императорской властью. Взаимодействие этих двух начал было очень динамичным и происходило на разных уровнях в политике, экономике, культуре. Их взаимодействие и взаимовлияние на образном, символическом уровне является наиболее интересным "топосом". Именно такое взаимодействие и было раскрыто в книге известного французского византиниста российского происхождения Андрея Николаевича Грабара (1896-1990) "Император в византийском искусстве", ставшей уже классической. Впервые вышедший в свет в 1936 году на французском языке "Император" до сих пор остается произведением, нисколько не утратившим своей актуальности.

Поставив перед началом исследования задачу выявить возможные отражения в византийском искусстве официальной монаршей идеологии, Грабар не только систематизировал великое множество изображений, василевса, восстановив так называемый императорский цикл - комплекс изображений, носящих официальный характер, но и дал очерк исторического развития его иконографии и соотношение императорского искусства с искусством христианским.

Рассматривая художественные образы византийских императоров, автор намеренно пытается отстраниться от тех или иных проявлений индивидуальных черт правителей и сосредоточиться на типичных чертах, своеобразном "каноне" монарших изображений, повторяющихся сюжетах, атрибутах, ритуальных позах и жестах. Как писал сам Грабар, его интересовали не "императоры", а "Император" - изображение не физического облика, а самой верховной власти. Именно в изображении и возвеличивании верховной власти Правителя он видел единственную цель византийского императорского искусства.

Андреем Грабаром было выделено несколько типов официальных изображений монарха. В первую очередь - портреты (поясные, в рост, на троне, групповые), зачастую призванные заменить императора в различных ситуациях общественной жизни, таких, как судебные заседания, принесение присяги, посольства, скачки на ипподроме и др. Отдельно проанализированы сюжетные композиции, тематически разделенные исследователем на две группы, показывающие взаимоотношения императора и людей и взаимоотношения императора и Христа. Первая группа отличается значительным разнообразием сюжетов. В ней самыми многочисленными оказываются триумфальные изображения, восходящие к позднеантичным, то есть комплекс символических изображений, призванных возвеличить военные победы и подвиги императора - победоносные сражения, покоренные города и народы. Сюда же автор относит и сцены, символизирующие доблесть и мужество василевса на охоте и ипподроме, в которых предвосхищаются, по мнению Грабара, и будущие военные победы. Группа изображений, характеризующая отношения императора с Христом, значительно малочисленнее и включает всего три сюжета, которые заимствованы, по мнению исследователя, из первой группы. Так, сценам приношения даров императору соответствуют сцены приношения императором даров Христу, сценам поклонения императору - сцены поклонения императора Христу, а инвеституры императором - инвеституры императора Христом.

Исторический обзор Грабар строит на основе выведенной им типологии официальных изображений. Он обнаруживает, что на протяжении первых трех веков византийской истории (IV-VI вв.) преобладают изображения, восходящие к позднеантичным, связанным напрямую с императорским культом. Это преимущественно сцены из триумфального цикла. Художники, конечно же, дополняют их элементами христианской символики, но в целом композиции остаются подобными своим языческим прототипам.

С VII века античная традиция императорской иконографии приходит в упадок, старые сюжеты исчезают, императорское официальное искусство все теснее становится связанным с христианством и христианской символикой. Начиная с IX века преобладающими становятся сюжеты, раскрывающие взаимоотношения императора и Христа, в другие монаршие композиции все чаще вводятся фигуры Спасителя, Богоматери и святых, что напрямую связано с поражением иконоборцев, торжеством Православия в 843 году и ростом влияния Церкви на все стороны жизни в Византии, не исключая учения о верховной власти монарха. Апогеем христианизации императорской иконографии можно считать появление в ней в послеиконоборческую эпоху абстрактной композиции "Скиния Завета" с симметрично расположенными фигурами царя Моисея и первосвященника Аарона, символизирующими соответственно императора и патриарха, а следовательно, власть светскую и духовную. Так в искусстве отразилась утвердившаяся в богословии и официальной идеологии идея "симфонии" двух властей.

Императорское искусство не осталось в долгу и тоже по-своему обогатило искусство христианское. Именно из императорской иконографии, как доказывает Грабар, в христианское искусство перешел торжественный стиль и целый ряд сюжетов и композиций, преимущественно из триумфального цикла императорских изображений: Христос и Богородица на троне, поклонение верующих Христу, приношения Христу, увенчание святых Христом и др.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
466
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
535
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
378
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
395

Другие новости