0
939

21.12.2000 00:00:00

Интуиция: девять лет выдержки

Тэги: Вайль, Генис, Оден, Штерн, Морозова


-Ну что, Оля, как поется в песне - "ты помнишь, как все начиналось"? Девять лет все-таки...

- "Когда б вы знали из какого сора"... Начиналось, как все серьезные дела, смешно и легкомысленно: казалось, что затеваем что-то случайное. В пакете ничего у меня не было - я вообще собиралась заниматься в газете научной журналистикой, - так что я решила издать "Родную речь" Вайля и Гениса, которую мне привезли из Америки. Самый раз, думала я, - веселая книга, которая ни к чему не обязывает. Эту книгу я выпустила практически одна - помню, как ходила по газете и спрашивала, как верстать, что такое макет, оформление, как делать то, се. Случайно купила по телефону вагон бумаги, вагон пошел в Тулу, я звонила и справлялась, все ли хорошо, а сама думала - ну не бред ли: какой-то вагон, куда-то идет...

- А сколько сейчас сотрудников в издательстве?

- Вместе со мной - пять.

- Сколько книг выходит в год?

- В среднем около десяти, на будущий год планируем вдвое больше.

- Ну и как, теперь-то вы знаете свою "серьезную политику"?

- Примерно да, хотя все время эту политику приходится корректировать. В основе моей политики - субъективизм, с которым бесполезно бороться: все равно ты издаешь то, что тебя сильно зацепило. Почему? Потому что труд издателя довольно скучен - и если тратить на книгу время и нервы, то уж на такую, которая тебя сильно зацепила.

- Почти все ваши книги быстро распродаются и приносят прибыль. А в основе успеха, как видим, - субъективный вкус. Как быть?

- Мой вкус распространяется на "умные книги для многих". Поэтому мы издаем книги не узкоинтеллектуальные, а книги для широкого слоя интеллигенции: для тех, у кого сохранилась привычка к "медленному чтению". Таких людей пока много - поэтому наши книги расходятся.

- Хорошо, но ведь вы издавали абсолютно неизвестных у нас авторов. На что покупались читатели в таких случаях?

- Я бы сделала комплимент нашему читателю - он до сих пор имеет доверие к издательству и покупает "нераскрученных" авторов.

- Какие книги входят в число ваших лучших?

- Если по направлениям, то это, конечно же, "маргинальный Набоков": его лекции по литературе (в плане - лекции о Дон Кихоте, переписка, биография, драматургия и рассказы в блистательных переводах Дмитрия Чекалова). Второе направление - переводная беллетристика: поле, где сейчас страшная конкуренция. И тем не менее серия пошла - начиная с "Волхва" - и состоялась: взять хотя бы букеровского лауреата Иена Макьюэна. Тут главное - играть на опережение, поэтому журнал Bookseller у меня всегда под рукой.

- Критерии отбора западной беллетристики?

- Интеллектуальный роман с элементами детектива и легкой мистики - как, скажем, "Страж" Маклина или тот же "Волхв" Фаулза.

- Откуда, кстати, взялся этот "левый" "Страж"?

- Это история по-своему замечательная. Меня никто тогда не понял - мистический триллер, зачем, это же массовая литература, говорили мне. А вот, поди же ты - роман разошелся моментально, потому что у нас, оказывается, такого чтива на книжном рынке толком не было.

- Хорошо. Третья позиция.

- Это эссеистика, и тут все рекорды побил, конечно же, Вайль с его "Гением места". Сейчас он пишет вторую книгу - об окраинах империи, и я надеюсь также издать ее у нас.

- А вам не кажется, что "окраины" - это немного преждевременно? Вайль ведь "прошел" на волне интеллектуального туризма, и покуда наш народ мир не посмотрит, его на окраины вряд ли купишь.

- Вот это вопрос. Иногда с книгами действительно не стоит спешить. Взять хотя бы "Волхва" - книга вышла в тот момент, когда Фаулза знали в основном по "Женщине французского лейтенанта", поэтому ассоциации были соответствующими и книга пошла не сразу.

- Вернемся к эссеистике...

- Да, и тут, конечно, надо сказать о Бродском, чьи книги мы уже давно выпускаем. Бессменным хитом, кстати, остается сборничек "Рождественские стихи", а в этом году мы выпустили первый том его эссе "Меньше единицы", планируем второй - "Скорбь и разум". Ну и "бродский контекст" - прежде всего это относится к книге эссе У.Х. Одена. Это тоже удивительная книга - впервые вышла критическая проза Одена и за год полностью разошлась!

- Биографии?

- Да, тут лидер - Эллманн и его биография Уайльда, а вот только что вышла Людмила Штерн о Бродском: книга, написанная в удивительной тональности: легкой, отстраненной. Так что я считаю, что Бродскому "с Пименом" повезло.

- В общем, список представительный, но как-то не хватает русской прозы. А ведь был прецедент - "Хуррамабад" Волоса?

- Да, я собираюсь делать серию современной русской прозы - хотя к современной русской прозе до нынешнего Франкфурта относилась с отвращением.

- Критерии?

- Моя интуиция. После Франкфурта мне показалось, что нужно живое вливание...

- Свежей русской крови...

- Вроде того. Сейчас - после Волоса - выходит проза Андрея Бычкова. Моя симпатия к нему не безоговорочна, просто я хочу сыграть на разнообразии, представить в серии самых разных авторов. Поэтому серия и называется "Цветная проза".

- А как насчет идеи издавать антибукеровских лауреатов? Вроде лежит на поверхности идея? Напрашивается?

- Я против жесткой серийности. Книжная серия убивает литературу. Эта прививка, на мой взгляд, абсолютно лишняя. Плюс - это ведь выбор жюри, а в своем издательстве я привыкла исходить из личных предпочтений.

- Жанровое разнообразие вашего издательства по-своему замечательно. Исходя из ваших наблюдений, что лучше "идет" сейчас - "фикшн" или "нон-фикшн"? Об этих приоритетах сейчас много спорят, ярмарку вот даже сварганили - что вы можете сказать об этом как практик, так сказать?

- У меня 30% - это нон-фикшн, "все остальное - литература", но вопрос в другом: в том, что наше общество... Я бы вот как сказала - нон-фикшн - это литература здорового, процветающего общества. А наше общество достаточно бедное, чтобы читать нон-фикшн. Классический нон-фикшн в России - это литературоведение, потому что литература - реальность, доступная для нашего читателя: взял книгу с полки и т.д. Любой другой нон-фикшн - стиль жизни, кулинария, путешествия, биографии, путеводители - это роскошь, которую могут себе позволить только обеспеченные люди. Такой нон-фикшн призывает к действию: купить компакт с оперой, поехать в Барселону и поглазеть на Гауди, побродить по закоулкам Лондона с книжкой в руках, посидеть в ресторане и заказать блюдо по рекомендации Дюма. Всего этого интеллектуальный наш читатель не может себе позволить. А фикшн и массовая литература - это литература бедных.

- Но ведь десять лет назад вы начинали именно с литературы нон-фикшн: с Вайля и Гениса? Будем считать это добрым знаком?

- А что нам остается?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3039
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1714
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2061

Другие новости