0
1859

21.06.2001 00:00:00

Субъективная правда о войне


Попель Н.К. В тяжкую пору. - М.-СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2001, 560 с.

ПОГОВОРКА "Новое - это хорошо забытое старое" по-прежнему время от времени доказывает свою справедливость. Это относится и к книге генерал-лейтенанта Николая Кирилловича Попеля. Эта книга представляет собой перепечатку первой части мемуаров генерала, впервые вышедшей в 1960 году, но составители (С.Переслегин и В.Гончаров), как и во всех изданиях "Военно-исторической библиотеки" (основана в 1998 году, вышло уже более двух десятков изданий), попытались создать некий гипертекст, снабдив книгу детальными приложениями с описанием танкового сражения на Юго-Западном фронте в конце июня 1941 года, справочными данными по организации и составу участвовавших в нем соединений, а также по бронетанковой технике Советской и Германской армий. Как пишут сами составители, они предполагали, что "конечным итогом работы станет многоплановая, субъективно выстроенная авторами и комментаторами проекта картина мира. Того мира, в котором главным элементом является система "Война", где она определяет Пространство, Время и даже само Познание".

Не станем определять, в какой степени редакция "Военно-исторической библиотеки" добилась своей цели, оставив этот вопрос для исследования литературоведов. Мы здесь отметим лишь, что сказать новое слово в издании военно-исторической литературы редакции удалось. Любители военной истории (а их становится, на удивление, все больше, и в исторические материалы они влезают все дотошнее - достаточно войти в интернетовскую "Русскую военную зону", чтобы с этим согласиться), несомненно, одобряют подобный стиль издания. Наша же задача - ознакомить читателя с той самой хорошо забытой старой книгой, с которой мы начали разговор.

Генерал Попель в свое время выпустил три книги мемуаров, освещающие весь его военный путь. Несомненно, ему было о чем сказать - он участвовал в Великой Отечественной войне буквально с первого ее дня до последнего и, начав начальником отдела политической пропаганды механизированного корпуса, в последующем был членом Военного совета 38-й и 28-й армий, а затем и членом Военного совета знаменитой 1-й танковой (затем 1-й гвардейской танковой) армии под командованием Михаила Ефимовича Катукова, несомненно, талантливейшего танкового вождя (немецкое "панцерфюрер" лучше всего соответствует его роли) Советской Армии в период войны. В издании, о котором мы говорим, напечатана первая из трех книг, но редакция "Военно-исторической библиотеки" обещает выпустить еще одну.

Само по себе личное участие во всех крупнейших танковых сражениях войны и совместная работа с крупными и талантливыми военачальниками являются залогом того, что мемуары Попеля представляют немалый интерес. Но у его книг, вернее, у их автора есть одна особенность - острое, яркое восприятие событий, вследствие которого его книгами (особенно первой) можно буквально зачитываться.

Центральное событие книги, которому посвящено более половины ее объема, - то самое приграничное танковое сражение механизированных корпусов Юго-Западного фронта в районе между Дубно и Ровно в последние шесть дней грозного июня 1941 года, в котором впервые судьба войны оказалась в неустойчивом равновесии, и хотя опыт и искусство немецких "панцерфюреров" добыли им победу, сама ситуация подала весьма многозначительный сигнал, которого, как водится, никто не услышал. Попель, конечно, не дает всей картины сражения - это восполняют приложения к книге, - но он очень выпукло показывает тот процесс смены военных элит, который всегда так болезненно проходит в любой армии при ее переходе с мирного на военное положение. При этом он не лакирует ситуацию, и читатель словно воочию видит всю эту мешанину из паники, безоглядной решимости, малодушия и четкого профессионализма, который так характерен для начала кампании.

Конечно, видение событий Попелем - старым матерым политработником - не свободно от профессиональных деформаций. Так, он подробно перебирает всех подчиненных, в отношении командиров ограничиваясь только теми, кого по привычке политработников "поднимает на щит" (у него даже батальоны в атаку ходят... под командованием комиссаров), о потерях - своих и противника - говорит весьма невнятно, но острота и непосредственность восприятия с лихвой искупает все эти недостатки, тем более что составители и авторы приложений постарались их исправить.

Правда, и у них не все получилось в силу их дилетантизма в военной истории (дилетантизма в хорошем смысле, от итальянского diletto, т.е. "наслаждение"). Так, например, составители явно верят Попелю, когда он утверждает, что взял Дубно и удерживал его четверо суток, хотя военные историки-профессионалы давно установили, что города его отряд так и не занял и сражался в его западных предместьях. Они совершенно справедливо разоблачают неточности (мягко выражаясь) в мемуарах Г.К.Жукова, но совершенно некритично рекомендуют в качестве аутентичных источников мемуары И.Х.Баграмяна ("Так начиналась война") и К.С.Москаленко ("На юго-западном направлении": Ч. 1), в которых путаницы, умолчания и самовосхваления не меньше, чем у Жукова (впрочем, это, должно быть, видовые признаки всей мемуарной литературы), мало используют мемуары Д.И.Рябышева, командира Попеля в этом сражении ("Первый год войны") и совсем прошли мимо интереснейшей книги А.Пенежко "Записки офицера" (первая часть). К сожалению, не нашлось места для обильного фотоматериала, которым было снабжено издание 1960 года. Не совсем удачны карты, помещенные в книге, по ним трудно проследить ход сражения на Юго-Западе и т.п.

Однако все эти мелкие недостатки не перекрывают того факта, что читателя ждет встреча с представляющим немалый интерес изданием, которое с удовольствием прочтет не только любитель ("дилетант") военной истории Отечества, но и просто любитель хорошей, добротно сделанной увлекательной книги.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
416
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
712
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
609
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
543

Другие новости