0
1918

25.03.2004 00:00:00

Редакция - это я

Владимир Шляпентох

Об авторе: Владимир Эммануилович Шляпентох -профессор социологии Мичиганского университета.

Тэги: Перельман, независимость, издатель


Бороться с медиаимпериями - частными или государственными - в условиях рыночной экономики (о тоталитарном обществе я и не говорю) очень трудно, часто почти невозможно. И история последнего времени знает только небольшое число подвижников, которые были способны создать и вести значительное время свой собственный журнал или газету вне пределов медиаимперий или государства.

Именно таким героем в борьбе с ними и был недавно умерший Виктор Перельман, основатель и редактор журнала "Время и Мы", основанного в 1975 году. Он был героем не потому, что вел борьбу с медиаимпериями в прямом смысле этого слова, но потому, что выжил как издатель журнала без их поддержки 25 лет.

Кое-что предвещало, что в эмиграции Виктор сумеет проявить свою индивидуальность и смелость. Именно он был первым в Москве, который заявил о своем желании эмигрировать в 1972 году, не покидая работы завотделом "Литературной газеты", опубликовав к тому же статью в The New York Times, требуя в ней свободы выезда - совсем немалое мужество в те времена. И все-таки никто не мог предвидеть, что ему удастся создать на Западе свое собственное издание, которое будет отражать его, Виктора Перельмана, позицию на жизнь. И которое будет чрезвычайно популярно и на Западе, и в России.

Из третьей волны эмиграции, наверное, только ему удалось создать воистину независимое издание, что было "истинным чудом", как сказал писатель Аркадий Львов, один из авторов журнала. Немало журналов, и некоторые вполне хорошие, такие, как "Страна и мир" Кронида Любарского, после сравнительно короткого существования погибли, не добившись поддержки магнатов в рыночной стихии.

До самого последнего, 152-го, номера журнала (Виктор был вынужден прекратить издание из-за тяжелой болезни за три года до своей смерти 13 ноября 2003 года в его доме в Леонии, штат Нью-Джерси). Виктор боролся с нехваткой денег - верный индикатор его независимости. Конечно, каждый понимает, что такое служение делу возможно, если жена не только не препятствует ему своим вечно недовольным лицом, но и активно помогает и поощряет такую преданность профессиональному долгу.

Виктор оказался способным в одиночку не только поддерживать высокий интеллектуальный и литературный уровень журнала (а Виктор был, как я могу свидетельствовать из своего собственного опыта как автора журнала, превосходным редактором, с которым сотрудничать было одно удовольствие), но и гарантировать почти безупречное качество текста, всюду достижимое только усилиями редакторов и корректоров. И не было хвастовства в словах, которые Виктор однажды произнес, перефразируя известное выражение: "Редакция - это я".

Однажды его жена Алла подняла трубку и услышала просьбу пригласить к телефону главного редактора. В ответ на то, что он отсутствует, бюрократический голос потребовал к телефону его заместителя, а потом, естественно, ответственного секретаря. Структура сознания звонящего долго не могла переварить структуру редакции известного журнала. Другой курьез имел куда большее значение. В начале 90-х, уже в новой России, Витя в его вечном стремлении быть ближе всего к своим главным читателям предпринимает на короткий период попытку создать свою базу в Москве (1989-1990). Вскорости, как и следовало ожидать в те времена, некая мафия предложила Вите себя в качестве "крыши", потребовав от Вити информацию о доходах и сотрудниках для установления рационального "налога". Ответ главного редактора - ноль доходов и одна штатная единица, выполняющая функции редактора, корректора, бухгалтера и шофера, - так удивил мафиозного начальника, что он, покрутив пальцем у виска, отпустил Витю с Богом, потребовав, однако, регулярно посылать его людям, которые, как он с гордостью заявил, интересуются литературой, несколько экземпляров.

Журнал "Время и Мы", существовавший более четверти века, был именно тем изданием, о котором читатели твердо знали: только его редактор, только его литературные и политические взгляды определяют содержание журнала и подбор авторов. Виктор в своем выступлении в Центральном доме литераторов, где 29 января 2000 года отмечалось 25-летие журнала, признался, что он руководил журналом как автократ.

И как Виктор наслаждался своей независимостью! Как он почти по-детски хвастался уже в 90-е, что он как редактор себя чувствует намного свободнее, чем Сергей Залыгин, редактор всемирно известного "Нового мира", который после гибели советской власти продолжал принимать решения о публикации текстов в своем журнале, если уже не с учетом мнения ЦК, так теперь угадывая позицию "спонсоров" журнала. "Мне нравится делать журнал в одиночку", - так характеризовал Виктор смысл своей жизни, которая также включала собственное писательское творчество (Виктор опубликовал две книги и множество статей в разном жанре).

Далеко не все мои друзья и знакомые разделяли взгляды Виктора, которые он распространял с помощью журнала. Один из них даже покинул редколлегию по этой причине. Меня также коробили в начале 80-х годов и его резко критическое отношение к сионизму, и его дерзкие рассуждения о "двойной лояльности" евреев, уместных, с моей точки зрения, совсем в других устах. Однако в целом мне было глубоко близко мировоззрение Вити, которое я охарактеризовал как последовательно гуманистическое, сочетавшееся с минимальным пристрастием к отдельным народам и странам и с довольно сильным скептическим отношением к роду человеческому. Виктор активно солидаризировался со своим любимым мыслителем Артуром Кестлером в том, что все беды человечества надо искать в непреодолимом физиологическом стремлении индивидуума подчиняться группе и лидеру.

Я не встречал, пожалуй, ни в России, ни в Америке людей с такой широтой взглядов, как у Виктора. Он, конечно, стремился как мог ослабить влияние всех идеологий, с которыми ему приходилось сталкиваться. Он терпеть не мог коммунистическую идеологию и "большевистcкую мафию", ее глубокий антисемитизм, и в начале 80-х годов он был горячим противником "умиротворения" советской империи любой ценой. Но он презирал и новых антикоммунистов, которых всегда подозревал в корыстности.

Понятно, что с такими взглядами, не контролируемый никем, ни сверху и ни сбоку, он мог приглашать на страницы своего журнала авторов, которые не могли появить ся вместе не только в самых либеральных советских журналах, но и в эмигрантских изданиях типа "Континента" или "Синтаксиса", да и, пожалуй, в сегодняшних российских журналах любого направления. Действительно, где еще можно увидеть рядом таких русских авторов, как Галич и Горенштейн, Осоргин и Лидия Чуковская, Виктор Некрасов и Довлатов, Коржавин и Борис Хазанов, Синявский и Аннинский. Из западных авторов - это Кестлер и Зингер, Генри Миллер и Симона де Бовуар, Беллоу и Олдос Хаксли, израильские писатели Иогошуа и Мерас, политические Микунис и Вацлав Гавел...

Виктор Перельман доказал, что может сделать преданный интеллектуальной свободе человек. Если он подчинит свое время, свои интеллектуальные и эмоциональные ресурсы своему изданию, у него есть, как показывает опыт Виктора, хороший шанс выстоять, найдя свою нишу на рынке, отстоять свою независимость от больших денег.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1520
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1727
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1835
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4178

Другие новости