0
1928

26.11.2009 00:00:00

Мы все туда впорхнули на пуантах...

Елена Исаева

Об авторе: Елена Валентиновна Исаева - поэт, драматург.

Тэги: луч, поэт, стихи


луч, поэт, стихи Занятие студии "Луч". Апрель 1970 года.
Фото Анатолия Лемыша

Когда произносишь слово «луч», сразу хочется добавить: «света в темном царстве». Но это на автопилоте. А на самом деле даже во всем самом светлом, связанном с юностью, «Луч» остается одним из счастливых воспоминаний, одним из лучей, освещавших и расцвечивавших тогда нашу студенческую жизнь. Журфак, статьи Писарева и Добролюбова, письмо Маркса в «Отечественные записки», добросовестно конспектируемые в недрах читального зала, полиграфические машины, основы редактирования, введение в литературоведение, а вечером – счастье – студия – стихи!

Сбегая по ступенькам журфака, чтобы завернуть за угол и оказаться в ДК МГУ (где теперь опять церковь), я каждый раз вспоминала:

«И ты сбегаешь
по ступенькам,
Так не похожа на других,
Угроза всех моих стипендий,
И если б только для моих!» –

это ранние стихи Волгина, которые выучила еще в школе и даже не представляла, что когда-нибудь познакомлюсь с ним лично. Удивительное дело – совершенно не помню, чтобы была зима или осень. Почему-то то время сохранилось в памяти сплошной весной, как ни сентиментально это самой теперь кажется.

Мой «Луч» – начало и середина 80-х. В голове все время звучали стихи («Натыкаясь друг на друга»):

«Ее спина вполне оголена,
ее коса – как очередь за водкой
у остановки
«Электрозаводской»,

имеется в виду ее длина» – Юлик Гуголев,

«...Чтоб из бомбы водородной
удалили водород...» –
Вика Гетьман (социальный мотив, между прочим!),

«И кровь на нашей простыне
напоминала карту мира» –
Леша Ефимов (это первые эротические мотивы),

«Ведь пахнут волосы твои
как яблоневый цвет» –
совсем еще юный и романтичный Димка Быков,

«Кто варит варенье в июле,
Тот жить собирается с мужем...»
– Инна Кабыш,

«За мамой под вечер заходит
Знакомый ее аспирант...» –
Ира Антонова,

«Унося в переулки
свой извилистый внутренний
мир»,
– Вадик Степанцов (еще до маньеризма).

«Уж поздно, но не съеден торт,
Который бережет от стресса» – Ира Артамонова – наша с Быковым подруга, иногда приходившая в «Луч», но так и не рискнувшая что-либо вынести на всеобщее услышанье. Быков потом продолжил:

«В редакции
«Советский спорт»
взахлеб трудилась поэтесса».
(Она там работала.)

Вообще было много стихотворных переписок, «пересмешек», «продолжалок». Перед экзаменом по «античке» я, например, написала длинное (вместо того, чтобы готовиться) послание к царю Соломону, которое начиналось словами:

«А в меня бы Соломон
влюбился,
Если бы в ту пору я жила?..» –

прочла на студии. Быков тут же – за пятнадцать минут – сочинил и выдал послание к Клеопатре, которое заканчивалось, кажется, так:

«Такую страсть за золото
не купишь!
Да я тебе еще не так спою!
Но нет! Ты мне показываешь
кукиш
И выпускаешь на меня змею!»

Помню свое первое обсуждение. Помню, как хотелось провалиться сквозь землю, когда, обсуждая мои сточки из «Морячка»:

«Он задорно бескозырку носит
И еще не знает в жизни драм,
Он сейчас мой телефон
попросит –
Телефона я ему не дам», –

встал Гуголев и сказал что-то типа того, что я слишком много о себе понимаю, что вот он бы, например, вовсе и не попросил бы моего телефона. Это сейчас мы с Юликом дружим, а тогда я его страшно боялась, потому что он был очень красивый и очень агрессивный. А еще одна женщина встала и сказала, что, видимо, девочка думает: в литературу можно впорхнуть легко – как на пуантах в танцкласс, а на самом деле это большой и серьезный труд. А я и до сих пор считаю, что впорхнуть вполне можно на пуантах – куда угодно. А труд, он начинается потом, когда осознаешь – куда впорхнула!

Но Быков заступился за меня и сказал, что нечего меня кирпичом по голове бить, а, наоборот, надо холить и лелеять, и тогда я вырасту вся талантливая. И до сих пор я за это ему благодарна, и до сих пор считаю, что к начинающим поэтам надо бережно относиться и поливать их, как цветы, а не топтать ногами – мол, кто выживет, тот и молодец (как предлагал Твардовский – топить, как котят, а кто выплывет, тот и останется). На самом деле по счастливому свойству моей памяти и, надеюсь, вашей тоже «кирпичи» забываются, а запоминаются «пуанты»: просветленные лица людей, читающих стихи, ночная Москва, «Оладьи» на Герцена, песня про трамвай Ирины Богушевской (театр МГУ заходил к нам дружить), первый раз увиденные Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Юрий Ряшенцев, Виктор Коркия, первый раз прочитанные Екатерина Горбовская, Вероника Долина, Гандлевский, Бунимович, Искренко, Иртеньев... И Игорь Леонидович Волгин, который, как бы мы все ни взрослели (не хочется говорить «старели»), остается прежним. И его слова: «Понятно, как это написано: ветер дует – лира звучит. Нет, так не годится. Вы должны научиться играть на своей лире сами! Не язык должен вами управлять, а вы языком!» – и это программа на всю жизнь.

Короче, если продолжить мою незамысловатую метафору, то с помощью «Луча» мы все тогда легко и счастливо вошли в литературу –

Мы все туда впорхнули
на пуантах.

Неплохая строчка для начала стихотворения. Надо дописать...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1437
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1372
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1595
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1318

Другие новости