0
2087

03.12.2009 00:00:00

Утро в газовой камере

Наталья Иванова

Об авторе: Наталья Борисовна Иванова - литературный критик, первый заместитель главного редактора журнала "Знамя".

Тэги: попов, проза


попов, проза То светлый, то мрачный Петербург превращается в текст.
Эдуард Гартнер. Английская набережная в Петербурге. 1835. Эрмитаж.

8 декабря писателю Валерию Георгиевичу Попову, лауреату премий им. Сергея Довлатова за лучший рассказ (1993), фонда «Знамя» (1994), «Северная Пальмира» (1998) и др. исполняется 70 лет.

Несмотря на то что здесь все как в жизни, почти один к одному – и автор, который отражается (вплоть до имени) в своем главном герое («я»), и его жена, дочь, отец, квартира, дача┘ Наконец, собака. Вроде бы ничего не выдумано – напротив, о реальности поведано чуть ли не с избыточной откровенностью (см. повесть «Третье дыхание», получившую премию Ивана Петровича Белкина). И все же┘ и все же проза Валерия Попова сильна тем, что сквозь откровенное – или художественно притворяющееся таковым – проступает неведомое. «┘Электричка ползла по высокой насыпи. Внизу был зеленый треугольник, ограниченный насыпями с трех сторон. В треугольнике этом зеленел огород, стояла избушка и был даже свой пруд с деревянными мостками, и единственный житель этого треугольника стоял сейчас на мокрых досках с кривой удочкой в руке. Жизнь эта, не меняющаяся много лет, с самого детства, волновала меня, но попасть в этот треугольник мне так и не удалось». Так и хочется добавить: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит┘». Да, собственно, и сам город, Питер–Ленинград–Петербург, загадочен, загадка – в тексте повести «Жизнь удалась»: «В болоте родился, три раза крестился, с врагами сражался, героем остался».

Ленинградско-петербургский текст Валерия Попова – особое явление. Сформулировать определение, найти слова для того, чтобы поставить этому явлению диагноз? Владимир Новиков сказал о прозе Валерия Попова так: «Трудно найти в русской прозе еще хотя один художественный мир, изначально построенный, как у Попова, на принципах эстетизма, лирического гедонизма и жизнеутверждающего юмора». А я нашла определение в другой, нелитературной области – психотерапевтической. Есть такой термин улыбающаяся депрессия. Мне кажется, что этот термин приложим к художественному миру Валерия Попова, лишь изначально построенному на тех принципах юмора и гедонизма, которые изложил Новиков.

Да, критики, писавшие о Валерии Попове и о его прозе, всегда подчеркивали его оптимистичность. И сама его проза давала к этому непосредственные поводы. Кажутся программными и сами названия книг и повестей раннего Попова: «Жизнь удалась», «Праздник ахинеи», «Остров Рай», «Парадиз». Перечислим заголовки статей и рецензий: «Поиски оптимизма», «Испытание счастьем», «Ода жизни», «Праздник однолюба». «Доминирующий пафос этой субъективной эпопеи, – пишет критик, – активное жизнетворчество, вера в возможность гармонического разрешения конфликтов и противоречий», и в подтверждение своего тезиса приводит цитату: «┘при любых обстоятельствах, самых крутых, пытаться надо делать что-нибудь, а от трудов твоих и обстоятельства, глядишь, к лучшему переменятся!»

Месседж Попова – при первом знакомстве – именно таков. Сама интонация как будто выделяет в атмосферу чтения эманацию радости, хотя повествует эта проза совсем о другом.

О несчастьях.

«Жизнь удалась» начинается с объявления: «Несчастье случилось. Леха утонул». Надо же! Но реакция рассказчика восхитительно парадоксальна и непредсказуема. Вместо чувства тревоги и опасности – восторг торжества: «Та-ак! Чего-то в этом духе я ждал!» (Отмечу, что так от названия «Жизнь удалась» до информации – три фразы.)

Повествователь действительно упрям в своем мироощущении. Несмотря ни на что, он утверждает: «Жизнь – это рай». Это ответ на риторический вопрос бурчащего Лехи (того самого, «утонувшего»): «Где же тогда духовная жизнь: мучительный самоанализ, мысль?»

В повести все развивается чрезвычайно динамично. Сюжет сюжетом, но дело не в нем: дело в микроскопически точных вкраплениях в этот сюжет. Возникает впечатление, что Попов видит и мир в таких подробностях, которые другим недоступны. Одно из самых часто употребляемых слов-оценок в диалогах и в авторской речи, – это слова «замечательно», «хорошо, «колоссально»: «колоссальные надежды», например. А знак – чаще всего восклицательный; на каждой книжной странице – около десяти. При поддержке своего «восторга» автор, он же главный персонаж, преодолевает трудности. Его оппонент, хмурый Леха, настаивает на том, что «жизнь не удалась», а по-настоящему плохо самому повествователю: это он проходит через испытания болезнью, операцией, послеоперационными осложнениями. Но тем не менее плохо по-настоящему, душевно плохо не ему с его бедами и проблемами, а Лехе.

Повествователь, изобретательно идиотничая, надевает маску – маску Иванушки-дурачка. Он то и дело «вырывается» с пессимистом Лехой из, в общем-то, «унылых дел» – и повествование строится как цепочка гротескно-анекдотических происшествий, состоящих из происшествий еще более мелких и тоже гротескных. Происшествий по преодолению возникающих проблем и неприятностей – внезапного пожара, например. Автор-герой выбирает между «костром рыжих волос» соседки по гостинице и реальным пожаром из-за кипятильника (естественно, выбирая «рыжую»).

И тем не менее – вдруг, впроброс, среди всего этого гротескно-анекдотического повествования – возглас героя-автора: «Побриться, постричься, сфотографироваться и удавиться!»

Через несколько строк – комментарий: «А ведь загонит она меня этими вот самыми кулачками в могилу!»

Здесь содержание (даже хочется сказать содержимое) соревнуется с интонацией (каждая фраза кончается восклицательным знаком). Но этот знак – знак уже не восхищения, а отчаяния:

«Ну, все! Хватит! Не только переживать, но еще притворяться спокойным и веселым перед матерью, перед всеми остальными┘ Хватит!» (три восклицательных знака). Потом – вопрос. Вопрос у героя-автора – о бездне: «А бездна? Мы ж на краю бездны живем!» И дальше, меняя регистр: «Спокойно и плоско мы живем, даже страх смерти куда-то исчез (до самых последних, наверно, мгновений). Со спокойной усмешкой произносим мы: «Все там будем!» – причем с особым удовольствием неопределенное «будем», а слово «там» не воспринимаем совсем. Все время смотреть в бездну страшно – это понятно! И правильно сделали, наверное, отгородившись от бездны фанеркой. Только постепенно нарастает уверенность, что за фанеркой этой ничего и нет».

Тонкая, фанерная перегородка – между жизнью и смертью, комедией и драмой, радостью и депрессией. Это очень «гоголевское» у Попова. И не случайно напоминают о сюжете гоголевской «Шинели» инкрустированные в повесть «Жизнь удалась» стихи:

Сидит гардеробщик, стоит гардеробщик,
Но вот почему гардеробщик
не ропщет?
Карьера ему полагалась иная:
Он должен был ночью стоять,
где пивная,
И громко свистеть,
чтоб мурашки по коже,
И шубы срывать с одиноких
прохожих.
Но все получилось спокойней
и хуже:
Раздав номерки, он сидит
на диване
И долго не может понять:
почему же
Его так волнует процесс
раздеванья?
Но вот, отогнав эти мутные
волны,
Откинув со лба хулиганскую
челку,
Он ходит веселый, он ходит
довольный,
И вешалка сбоку походит
на елку!

Мир Валерия Попова парадоксален, а не нормален, здесь все наоборот. Больница – и тяжкое в ней пребывание: ведь больничный запах всегда неприятен, даже если стерилен. А у Попова: «┘О, родной, великолепный, волнующий запах больницы». Как ответ американца на вопрос «Как поживаете?» всегда и только: «Fine!», в прозе Попова зачастую звучит: прекрасно. На самом деле – типичный поповский пейзаж: «Только досчатая уборная, ярко освещенная изнутри, излучала сияние через щели. Рядом ловил окнами тусклый закат длинный одноэтажный барак┘»

Сияние, излучаемое сортиром┘

Первоначальное, радостное ощущение мира, действительно зафиксированное в названии «Жизнь удалась», тоже звучащем как вызов, постепенно изменяется. Хроника (авторское определение жанра, впрочем, игровое) «Осень, переходящая в лето» открывается главкой «Утро в газовой камере». И вот цитаты из этой главки: «В отчаянии я плюхнулся в жесткую кровать. Ну, что за жизнь!», «В промежутках между двумя ужасами» и так далее. Речь сначала идет о кошачьем концерте, потом об убийствах и бандитах, потом о состоянии подъезда, лестницы, двора, города: «Город и вправду красивый, но запущенный». Да, «Фонтанка по-прежнему впадает туда же, а Мойка по-прежнему вытекает оттуда же», но никакого оптимизма эта данность у повествователя не вызывает. Разрушается город, исчезает ловко перехваченное бывшей функционеркой от комсомола издательство. В общем, как говорится в главке «Стакан горя», «Все движется к худшему!.. Или это день такой? Не просто – день похорон, но вообще тягостный. Не хотел бы я хорониться в такой день! Впрочем – в какой бы хотел?» Оптимизм (вопреки всему!) как сопротивление переходит в мрачное состояние духа: «Вот и вся человеческая жизнь – между двумя простынями». Вопрос, заданный небу, – «Неужели каждая жизнь так печальна?» Профессия брата, оказывается, – патологоанатом. Город? Образ Петербурга, Невского проспекта, тоже весьма зловещ («┘и дома ждет ад»): «Проезд по уже пустынному Невскому. Чисто, красиво, и почти уже никого! Бело-зеленый магазин «Ив Роша», величественный, сдержанно освещенный подъезд «Невского Паласа», охраняемый полицией неизвестно какого государства в серо-мышиной форме. Да – теперь туда уже не войдешь». Риторический вопрос обращен к самому себе: «Как же мы проехали мимо ярмарки?»

Слово «ярмарка» не только маркирует известную идиому, но и опять напоминает о Гоголе (Попов непременно подмигнет Гоголю практически в каждом тексте). Ломается, исчезает былая бодрость, и рассказчик уже больше не может разговаривать и отвечать, как прежде, весело и празднично. И все же┘ и все же главка о возвращении домой из путешествия называется «Возвращение в рай»: «Возвращался я промороженный, бодрый и, войдя на лестницу, снова не мог не восхититься <┘> Ведь можно жить хорошо!»

Итог: на помойке жена нашла еще пять рыжих котят, а сам рассказчик уподобляет себя прыгающему на куче, утаптывающему мусор сборщику, счастливо в последний момент избежавшему зловещего нутра перемалывающего мусор агрегата. Вот каков теперь оптимизм прежнего «счастливчика».

Топоров находит в «петербургском тексте» два оппонирующих Петербурга: светлый, прозрачный – и темный, непрозрачный, мрачный.

В повести «Грибники ходят с ножами» две гоголевские темы активно введены в повествование и вступают в неожиданный и искрящий контакт. Это гоголевская тема Петербурга (в мрачном варианте): «Подул широкий ветер, покрыв рябью широкий невский разлив. Отсюда, спиной к тюрьме, отличный вид на ту сторону. Вот они, две главные доминанты нашей жизни, поднимаются за водной гладью: мрачный, слегка рябой гранитный куб Большого дома – и налево, за излучиной, желтые бастионы Смольного, «штаба революции», с прекрасным растреллиевским собором чуть на отшибе.

Да, раньше мы думали, что лишь две эти доминанты определяют нашу жизнь. Теперь добавилась и третья – здание из темного кирпича на другом берегу».

Но даже прозрачный и светлый город наводит печаль, его пустынность депрессивна: «Помню, как в двадцать пять лет, уволившись из инженеров абсолютно «в никуда», я бродил одиноко, просто куда вели ноги. Для грустного моего настроения больше подходили пустынные улицы – видеть людей, бодро несущихся по делам, было нестерпимо. Постепенно я обнаружил целый район таких улиц – пустых, чистых, торжественных, несколько даже странных. Тут не было универмагов с орущей толпой, ни остановок с обезумевшими пассажирами. Хотя какая-то жизнь здесь шла – в окнах виднелись абажуры и даже цветы, но из подъездов никто не выходил, всюду было пусто, чисто и даже чуть строго».

Появляется в тексте и гоголевская Панночка, ведьма-«инструктор отдела культуры А.В. Вуздыряк». «Ослепительная красавица – черные очи, сахарные зубы, алые губы, – улыбаясь, смотрела на меня». Она хочет подчинить себе, оседлать нашего современного Хому Брута (и это ей во многом удается). Панночка-Анжела (вот так дьявол – это падший ангел!) практически бессмертна, в ней мерцает что-то неуловимое, она ускользает, переходя сквозь режимы, советский, антисоветский, как сквозь прозрачную субстанцию – и только к лучшему для себя.

«Единственное спасение в этой жизни – вставить в глаз уменьшительное стекло┘ А об увеличительном говорит тот, кто горя не видал!» Постепенно в повествовании все громче звучит тема смерти (а началом ведь было описание бумажной «пули» – рецензии).

Смерть собаки. Сумасшествие тещи. Бандиты. Похороны┘ Поездка в Венгрию┘ Мысли о самоубийстве: «┘свесил голову над огромным Дунаем. Прыгнуть, что ли? Боюсь – Слава не одобрит!» Унижения житейские, вынужденные метания в поисках средств к существованию┘ Чудовищно! И вдруг, в финале: «Утром я, наслаждаясь бездельем, завтракал» – победа над депрессивными обстоятельствами, над собой.

Еще более печален сюжет повести «Третье дыхание».

«Где ждет меня весь ужас. Вперед!»

«На темной лестнице жадно втянул запах – будто запах может чем-то утешить. Глупая надежда. Хорошо, что не пахнет бедой – гарью, например. Но беда необязательно пахнет».

Из самого начала повести, с первой же страницы, из первых двух абзацев:

«Жди беды – не ошибешься».

«Готовь амбар под новый кошмар».

Итак: «Жизнь удалась, хата богата, супруга упруга!» Сам же когда-то это начертал! Теперь – отвечаем. Волокем эту фразу – хотя уже тяжело».

Да, «есть в жизни счастье!», но не про героя-повествователя. Это уже совсем другая история, хотя повествователь вспоминает – просверком – того самого мусорщика: «Ничего! И это утопчем!»

И в конце: «Все равно утопчу – в золото. В крайнем случае – в медь».

Валерий Попов действительно «живет, пока поет» и поет, пока живет, превращая мусор неароматной повседневности в золото повествования. Оптимизм утрачен – но взамен автор обрел нечто еще более ценное. Произнося свою «малую нобелевскую речь» при получении премии Ивана Петровича Белкина, он скажет: «Моя повесть «Третье дыхание» посвящена несчастью. Таковы законы литературы: для того чтобы получить счастье стоять перед этим залом в качестве финалиста премии, нужно пережить настоящее несчастье, усвоить его уроки. Урок моей повести очень прост: «третье дыхание» в нашей жизни, идущее за тяжелым вторым дыханием, еще тяжелей. Но надо уважать и его. Может, именно тут и выясняется, чего ты стоишь на самом деле. Горя никому не избежать, но надо воспитывать в себе культуру горя – иначе говоря, пить его не из лужи, а из красивого сосуда, называемого литературой. И «третье дыхание» оказывается вдруг самым глубоким, а порой – и самым сладким. Если кто-то поверил в это, значит, мой труд не напрасен».


Валерий Попов в причудливой конструкции жизни видит не только ужас, но и счастье.
Фото Павла Смоляка

Собравшимся на недавнем фестивале «Петербургский текст» Попов показывал свой город. (Целую экскурсию провел.) Город детства – свою школу рядом с Преображенским собором, рядом с домом Мурузи, где была квартира Мережковского и Гиппиус и где в «полутора комнатах» обретался Иосиф Бродский – Попов запомнил его рыжим картавящим пятиклассником. И свой дом, где он жил с родителями – рядом с научно-исследовательским институтом, где работал отец, биолог-селекционер, навсегда запечатленный девяностолетним стариком, важно шествующим по коридору с банкой золотой мочи в руках. Фестиваль был задуман и проведен фондом «Живая классика» остроумно, в стилистике питерской прозы, – и герои-участники снялись накануне на знаменитой киностудии «Ленфильм» в ролях гоголевских персонажей, в виде «актерской пробы», разыгрывая импровизационно псевдогоголевский сюжет. Валерий Попов разыграл его в паре с Александром Мелиховым – как «значительное лицо», к которому приходит «проситель». Издатель, условно говоря, – к которому приходит автор. Попов проявил безусловные актерские способности – а ведь в жизни, несмотря на «звездочки», определение «значительное лицо» никак к нему не подходит: слишком яркая мимика. И жестикуляция.

Не бронзовеет.

И последнее.

Сейчас Попов пишет книгу о Сергее Довлатове в серии «Жизнь замечательных людей». Первая моя реакция – странно. Но заранее – более чем любопытно. Как – кто? Впрочем, чему у них в Питере только не надивишься. Алексею Герману-старшему несколько лет тому назад дали премию имени Довлатова. А можно было бы – наоборот┘ Сергей Довлатов тоже мог бы написать книгу о Валерии Попове.

В отличие от Довлатова Попов никуда не уехал и вряд ли собирался – в 1963 году он напечатал свой первый рассказ в коллективном сборнике «Испытание», в 1969-м вышла его первая книга; в 1970-м стал членом СП СССР, через полтора десятка лет возглавил секцию прозы, а в 90-е – Петербургское отделение русского ПЕН-центра. Его литературная карьера пунктирна, но очевидно успешна, его неудачные «походы» в Массолит в середине 90-х («Будни гарема», «Разбойница») вызваны отчаянным стремлением выжить в новых, как говорится, экономических условиях.

Сейчас Валерий Попов вернулся к себе самому («я» героя-автора), но на новом этапе. В Липках мы с ним вели параллельные мастер-классы; утром, еще до занятий, вышли прогуляться. Когда возвращались, он сказал: видишь, на этой стороне камня уже нет седой изморози? А я и не заметила.

Утро было солнечное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1214
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3073
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2175
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1733

Другие новости