0
4487

01.02.2023 20:30:00

Надо же думать, что понимать

Удивительный талант авангарда русских острословов Виктора Черномырдина

Николай Митрофанов

Об авторе: Николай Николаевич Митрофанов – писатель, журналист.

Тэги: юмор, история, россия, политика, черномырдин


4-13-2480.jpg
Виктор Степанович был потрясающим
парадоксалистом и гением
намеков-недоговоренностей. 
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Прошло уже более 12 лет без Виктора Черномырдина, запросто оживлявшего когда-то скучноватые пейзажи отечественной публичной речи. Виктор Степанович был потрясающим парадоксалистом и гением намеков-недоговоренностей. У него был государственно-народный талант таинственно выражаться об исповедуемых им намерениях и одновременно изящно камуфлировать свои мысли миражами сиюминутных дискуссионных суждений, которые почему-то сразу цепко зависали в капризном сознании любознательных собеседников, тревожа их правдивостью и этически пестрыми тактическими маневрами автора.

Как ему удалось не погубить свой редкостный талант, вращаясь в советском газово-партийно-дипломатическом аппарате – для меня цепь загадок. Разыгрывая из себя шута, он изобретательно ускользал от напрашивающихся тут же к употреблению крепких ругательных слов, весьма настойчиво сопутствующих разрешению даже обыденных административно-хозяйственных ситуаций. Но позволял отгадывать их легко своему слушателю!

Черномырдин был вполне доволен своей ролью, не смущался, когда ему кто-то вслед рисковал намекать, что он не совсем того-с, и крутить у виска своим замурзанным пальцем. Чем не вечный русский сюрприз – за идиота у нас зачастую считали нормального человека, устами которого глаголет истина. Так почему же не потешить дурачков, пусть поусмехаются! А заодно вдруг чему-то полезному и научатся… «Надо же думать, что понимать», – выплескивал он. А потом у него срывалось с языка: «Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся». Случайность, позыв пиара? А кто это определит? Тем более что он не замедлит слегка подправиться: «Да и я вот в своем седле премьерском, только ветер в ушах»…

Те, кто поумнее, внутренне соглашались – в косноязычии Виктора Степановича есть определенно нечто не поддающееся расшифровке. Черномырдин был вне конкуренции. У него был бриллиантовый талон эстрадника от бога. И прекрасно, что о нем можно судить не только по восторженным воспоминаниям аудиторий или групп электората, но и по живым текстам самого автора и главного героя неожиданных импровизаций. «Вы посмотрите – все имеем, а жить не можем. Ну не можем жить! Никак, все нас тянет на эксперименты. Все нам что-то надо туда, достать там где-то когда-то, устроить кому-то. Почему не себе?! Не своему поколению?!». Или: «Есть еще время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела». Впрочем, некоторые сомнения его, если честно сказать, при этом посещали. Вспомним классическое: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», «Отродясь у нас такого не случалось, и вот опять произошло», «Какую бы общественную организацию мы ни создавали – получается КПСС».

Периодические погружения в публичный оптимизм – это фирменные приемы политиков и хозяйственников. Виктор Степанович не мог пройти мимо них в своем разнообразном устном творчестве. «Переживем трудности. Мы не такие в России, россияне, чтобы не пережить. И знаем, что и как нам надо делать», «Нам всем надо лечь на это и получить то, что мы должны иметь», и наконец: «Мы выполнили все пункты от А до Б»…

Его переходы от пафоса уверенности к некоторым сомнениям в правильности происходящего вокруг него, насколько известно, прежде никто не брался исследовать, хотя бы потому, что для этого надо было точно представлять, в какой последовательности те или иные репризы Виктора Степановича возникали. Имеет ли теперь это какое-то значение? Конечно, нет. Большинство зафиксированных в разных местах высказываний сами по себе откровения многовекторные. Их критические мотивы многообразны и часто неоднозначны. «Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему вдруг мы решили, что каждый может иметь?» Вполне логично рядом с этим звучит и безразмерное корректирующее предупреждение не теряющего ориентации Виктора Степановича: «Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно».

В его манере напористо удерживаться в акустическом и медийном пространстве всегда присутствовало немало неоспоримой и, что особенно симпатично, неожиданной новизны. Лексические его виражи были решительны и лаконичны. Он умеренно применял тривиальные приемы, поскольку был самостоятельно публицистичен в своих пропагандистских откровениях («Хотели как лучше, а получилось как всегда…»). Во многих из них играючи возникают весьма многообещающие разветвления центральной авторской мысли, поражающие прямыми указаниями на будущие сенсационные исходы поднятого вопроса или бытующего ныне дела. «Если я еврей – чего я буду стесняться! Я, правда, не еврей», – говорил Черномырдин. И твое сознание после слова «стесняться» как бы само собой разворачивалось для пробежки по мнимым извилинам, хранящим немало подсказок, почему Виктор Степанович заговорил о причинах некомфортных ощущений лица еврейской национальности. Чего тут было больше – чьих-то досад на прошлое, каких-то неясных догадок или его исключительно личные предчувствия каких-то реальных опасностей? На неожиданно возникшем перепутье каких только сочетаний и картин всегда нами не припоминалось. «У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный», – говорил мудрый Виктор Степанович. Поневоле от такого толчка под локоть у многих поисковиков истины земная твердь из-под ног уплывала неисповедимыми еще момент назад направлениями…


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трампу позволили действовать по закону военного времени

Трампу позволили действовать по закону военного времени

Геннадий Петров

Американский лидер получил право депортировать «враждебных иностранцев»

0
1386
В Южной Корее грядут президентские выборы с явным фаворитом

В Южной Корее грядут президентские выборы с явным фаворитом

Данила Моисеев

После прихода к власти Ли Джэ Мёна отношения Сеула с Пекином и Москвой могут улучшиться

0
1009
Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Сергей Никитин

США поставили цель отстранить Китай от добычи лития в Южной Америке

0
1341
Наступил ли конец эпохи глобализации

Наступил ли конец эпохи глобализации

Пошлины Трампа – ступень к переходу в мир, где каждый сам за себя

0
1436

Другие новости