0
2658

15.02.2023 20:30:00

Скушно мне!

Пореволюционная судьба чеховских типажей из повести «Степь»

Тэги: чехов, история, политика, степь, революция, репрессии, евреи


чехов, история, политика, «степь», революция, репрессии, евреи Что ждет персонажей повести Чехове после 1917 года? Даже страшно представить. Кадр из фильма «Степь». 1977

Говоря о своей повести «Степь», Чехов как бы между прочим роняет: «Революции в России никогда не будет...» Нам-то теперь известно, как ошибся добросердечный Антон Павлович, так верящий в прогресс и в лучшее будущее России, о котором то и дело тоскуют его персонажи. Куприн писал о духовном мире Чехова: «...мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей».

В творчестве Чехова повесть «Степь» занимает особое место. С нее началось безусловное понимание современниками Чехова как писателя значительного, необыкновенного. «Степь» – это повесть-путешествие, путешествие мальчика Егорушки на бричке и подводах, повесть о жизни, воспринимаемой детским сознанием во всей непосредственности красоты и боли. В этой повести, как на срезе русской жизни того времени, мы встречаем представителей различных классов и сословий в движении их судеб: простые мужики, работники, мелкое священство и купечество (Кузьмичов Иван Иванович и отец Христофор), крупный цепкий землевладелец-капиталист Варламов, беззаботная очаровательная графиня Драницкая, еврейское семейство держателя постоялого двора Моисея Моисеевича с его братом Соломоном.

Говоря о повести, конечно же, невозможно не упомянуть тему, проходящую лейтмотивом через все творчество Антона Павловича, – тему СКУКИ. Но если во многих рассказах скука у Чехова предстоит как свойство духовной усталости и опустошенности интеллигентского сознания, то в повести «Степь» скука предстает как нечто экзистенциальное, онтологическое, свойственное природе: «Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг остановится в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни». Она сама – знойная неподвижность степи, где, однако, «во всем, что видишь и слышишь, начинает чудиться торжество красоты, молодость. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь осознает, что она одинока…»

Скука – та исходная точка, от которой начинается любое движение – физическое и мыслительное, целенаправленное или стихийное, – скука как побудительная причина: «Когда сварилась каша, Дымов от скуки стал придираться к товарищам». «Скушно мне!» – кричит беснующийся от избытка сил злой «озорник» Дымов в блеске молний приближающейся грозы (мы знаем – революции!!!).

В образе Дымова Чехов выразил злое начало в народе и пишет о нем: «...Такие натуры, как озорник Дымов, создаются жизнью не для раскола, не для бродяжничества, не для оседлого житья, а прямехонько для революции... Революции в России никогда не будет, и Дымов кончит тем, что сопьется или попадет в острог». Но нам уже открыто, что революция случилась, и именно такие, как Дымов, оказались ею очень даже востребованы. Сквозь типаж Дымова проступает будущий балтийский матрос – «краса революции» и солдат-дезертир, с увлечением расстреливающие своих офицеров и любого, на кого укажут.

Чехов – писатель тонкий и точный, и если уж о чем-то пишет, то без всякой предвзятости и точно. И образы простого русского народа он описывает без умиления: чего стоит мужик, который, подобно животному, съедает сырой только что выловленную рыбу с хвостом и чешуей. Но в целом у Чехова народ как есть – наивный, многотерпеливый, незлобливый: подводчики осуждают ненужное убийство ужа Дымовым. Вот собрались подводчики у костра, и каждый рассказывает о своем прошлом как о чем-то исключительно благополучном, и каждый будто попал в данный момент и положение по недоразумению: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить». И вот доверчиво, как дети страшную сказку, слушают они нехитрые побасенки их товарища о разбойниках «с длинными ножичками» на большой дороге. Это нехитрое, склонное к мифологизации наивное сознание невежественного человека легко увлечь простыми сказочными лозунгами («Кто был никем, тот станет всем!»), но не рациональным объяснением, они склонны к вере, а не к пониманию. Этой народной невежественной массе близка марксистская сказка о рае на земле – коммунизме, когда не будет ни богатых, ни бедных, все будут равны (всем всего поровну!), денег не будет и всего будет в изобилии. Как в русской сказке о Беловодье – благодатном крае, где нет помещиков, а земля рожает сама собой, только бросай семена и опять на печь. И именно такие мужички составят массу Красной армии.

Судьба же представителей среднего класса, таких людей, как добродушный о. Христофор и купец средней руки Иван Иваныч Кузьмичов, – сгинуть в застенках Чека, в сталинских лагерях или стать вечно дрожащими от страха советскими обывателями, раствориться в бесконечности серых очередей. Варламова и очаровательную графиню Драницкую мы скорее увидим в эмиграции и в положении простолюдинов.

Но вот о судьбе в революции Соломона, родного брата держателя постоялого двора Моисея Моисеича, можно порассуждать. Это человек явно незаурядный, страдающий от несправедливости жизнеустройства, от того, что в жизни людей властвует корысть и зло. Носитель этого зла, по его мнению, – деньги, перед которыми все преклоняются. Он же сжигает то немалое состояние, которое ему оставил отец, в печке, ибо деньги делают человека рабом. Он полная противоположность своему брату, готовому на любое унижение ради выживания семьи, детей... Встречает он проезжих не здороваясь, а лишь презрительно улыбаясь. И родной брат, вздыхая, горестно жалуется проезжим людям на Соломона: «Ночью он не спит и все думает, думает, думает, а о чем он думает, бог его знает». И читатель может догадываться, о чем может думать Соломон: о несправедливости жизнеустройства, о том, что деньги – орудие этой несправедливости, о том, что Бога нет, если он такое допускает... И в этом образе мы можем явственно видеть будущего марксиста: как только в руки ему попадутся книги Карла Маркса, он вмиг станет самым яростным борцом за его идеи всемирного счастья человечества, коммунизма, отменяющего деньги, и из нелепого чудака, ведущего со всеми приезжими споры на постоялом дворе, превратится в грозного и фанатичного красного комиссара с кобурой на боку. Свержение ненавистного самодержавного строя – вот на что будет направлен его мессианский пыл – и установление справедливого социального миропорядка! Но тех же фанатиков революции ждала гибель в репрессиях. И ирония судьбы в том, что расстреливать Соломона будет тот же Дымов. Впрочем, на рубеже веков такой типаж, как Соломон, мог бы пойти и другим путем: отправиться в Палестину, чтобы начать тяжкий труд строительства нового государства на суровой земле предков. Хотя вряд ли – идея глобального переустройства для него окажется куда привлекательнее.

Три силы грядущей революции можно увидеть в повести Чехова «Степь»: люмпен Дымов, находящий удовольствие в зле, разрушении и убийстве от скуки собственной пустоты, будущий марксист и комиссар Соломон, с его мессианским пылом стремящийся изменить мир к лучшему по рецептуре Карла Маркса (да и почти вся русская интеллигенция в то время была настроена против самодержавия), и невежественный народ, накопивший ненависть к «богатым и умным». А разразившаяся буря и гроза будто прообраз надвигающейся на Россию Катастрофы: «Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь щели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали…»

Чехов – тонкий исследователь душевных вибраций, и то, чем он занимается, в высшем смысле человековедение. То, что чувствует Егорушка при виде звездного неба, – это вопрос человека к себе: зачем я и куда я иду: «Когда долго, не отрывая глаз, смотришь на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознании одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и все то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далеким и не имеющим цены. Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека, когда остаешься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждет каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…» Все смертны, но «лично для себя Егорушка не допускал возможности умереть и чувствовал, что никогда не умрет».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трампу позволили действовать по закону военного времени

Трампу позволили действовать по закону военного времени

Геннадий Петров

Американский лидер получил право депортировать «враждебных иностранцев»

0
1386
В Южной Корее грядут президентские выборы с явным фаворитом

В Южной Корее грядут президентские выборы с явным фаворитом

Данила Моисеев

После прихода к власти Ли Джэ Мёна отношения Сеула с Пекином и Москвой могут улучшиться

0
1009
Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Почему Трамп не ввел высокие пошлины на товары из Аргентины

Сергей Никитин

США поставили цель отстранить Китай от добычи лития в Южной Америке

0
1341
Наступил ли конец эпохи глобализации

Наступил ли конец эпохи глобализации

Пошлины Трампа – ступень к переходу в мир, где каждый сам за себя

0
1436

Другие новости