Все обостреннее черты… Неизвестный художник. Портрет Евгения Баратынского. XIX век |
Итак, Бо или Ба – интересный собеседник, рачительный хозяин, семьянин, который предан поэзии.
Стихи его то ругали (Белинский), то восхищались (Мандельштам). Андеграунд скорее восхищался: о Боратынском писали Евгений Рейн, Анатолий Найман, Александр Галич. Но цитаты попадаются не очень часто. Больше привлекала поэтов сама фигура. «Вот баратынский прямой/ Идет неузнаваем», – представляет нашего автора Василий Филиппов. Фамилию классика при этом он пишет с маленькой буквы, как, впрочем, и других классиков.
Виктор Кривулин в стихотворении «К портрету Е.А.Б.» сравнивает лицо поэта-мыслителя с географической картой (наблюдение Марии Гельфонд): «Но и под маской тесноты,/ и в пропастях височных впадин/ все обостреннее черты/ лица, где очертанья пятен// на лоб высокий налегли/ пятью материками крика/ о тяжести и глубине земли/ о мысли облачной – морщине безъязыкой». Своей просодией и грамматическими переносами стихи отсылают нас к поэтике Бродского, тоже любившего Боратынского.
В стихотворении «Мураново» (1968) Кривулин воссоздает историю постройки подмосковного имения и его интерьер: «В усадьбе, что построил Баратынский,/ друг Пушкина, поэт и многодум, –/ есть отголосок мрачности балтийской/ в расположеньи комнат: Кабинет/ выходит окнами на север, в парк угрюмый; / в узорчатой листве блуждает свет/ и пенится… Но здесь полутемно/ и холодно всегда, и одиноко…/ Здесь мебель проектировал хозяин –/ ее прямые линии строги/ как рифмы точные, что накрепко связали/ полет классической строки./ Но в этой аккуратной несвободе,/ в боязни света и неточных рифм –/ признанье жизни, пристальной внутри, –/ и скрытое презрение к природе,/ к тому, что вне, что, смерть не осознав,/ шевелится, пищит и матерится,/ как речка Сумерь весело струится,/ но сборник «Сумерки» спокойно-величав».
Юрий Кублановский тоже видит Боратынского в Муранове, где сам одно время работал экскурсоводом:
Светило за холмы садится,
и сумерки пришли домой,
где в тесном кабинете длится
у Баратынского запой.
Ждал вдохновенья как подарка,
и, открывая поставец,
он знает, что в судьбе помарка,
и выступает как истец.
Запой скорее у Кублановского, который ассоциирует себя с классиком. А вот Андрей Монастырский проецирует на него свои сомнения и шизофрению:
Баратынский смотрит в окно. Там падает снег. За его спиной на письменном столе горит свеча и освещает разные бумаги. Он только что закончил новую поэму. Он психически болен и одинок. Это и отразилось в его никому не нужной поэме. «Но могло бы отразиться и что-нибудь
похуже», – думает он.
Чего там говорить. Зимой в глуши, в одиночестве (женщины и дети, согласно Евангелию, не в счет), тоска подступает. Но поэт не всегда один, к нему наведываются друзья. И в другом отрывке своего опуса Монастырский повествует:
Баратынский читает свой «Пироскаф» лежа
в постели. На пододеяльнике – темное пятно
от пролитого чая. Жуковский сидит рядом и
рассматривает этикетки на пузырьках с
лекарствами. Машинально он берет один
пузырек с желтой жидкостью, переворачивает
его вверх ногами, трясет.
Баратынский закончил чтение и бессмысленно
глядит в потолок.
Его взгляд улетает назад. Он вспоминает свою молодость, армейскую службу в стране тысячи озер, роман с женой генерала Закревского. Это его личное дело: андеграунд в него не заглядывает, хотя знает: да, с Суоми наш автор связан:
Поэт Евгений Баратынский
В чужой Финляндии служил
Потом, естественно, он был
Уложен в землю. После снова
Рукой Сергея Бочарова
Он в стихотворном виде был
Уложен в сборнике печатном
Чтобы ожить, и он ожил
И вновь в Финляндию
печальный
Побрел по воле книжных сил.
Дмитрий Пригов (а приведенное выше произведение принадлежит его перу) не просто паясничает. Баратынский в приговском изводе – персонаж культурной истории. Экзистенция зачеркивается, имя превращается в знак, с которым легко работать. Впрочем, похожую процедуру осуществляет не только он. Вот Сергей Кулле без всякой издевки пишет: «Не Финляндия Батюшкова./ Не Финляндия Баратынского./ Не Финляндия Федора Глинки». Классики возникают по касательной. Кто-то – тот же Виктор Кривулин – продолжает вслушиваться в их стих, а кто-то просто проходит по краю. Так тоже можно.
комментарии(0)