Юрий Левитанский многое предугадал, высказал наперед. Фото Вячеслава Смирнова
Только теперь, оглядываясь, понимаешь, насколько Левитанский был «поэтом будущего» и многое предугадал, высказал наперед.
Отсчет поэтической судьбы Левитанского ведется с книги «Кинематограф» 1970 года, когда он из «фронтового поэта» превратился в Поэта. Решающее открытие «Кинематографа» – изменившаяся роль «зрителя». Оказалось, она наделена огромным потенциалом и сама может стать первоисточником творчества. Зритель-наблюдатель – главный герой нового дня творения:
Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою.
Для зрителя возможность видеть и размышлять об увиденном, предполагать, достраивать контексты, сравнивать, соотносить – и есть инструмент рождения личной «вселенной», картины мира, слепленной по своему образу и подобию. «Кинематографично» само восприятие современного человека, получившего в наследство мириады обломков прежнего рухнувшего мира и их зеркальных отражений. А вместе с ними – новый вид искусства, помогающий увязывать раздробленные фрагменты реальности и перемещаться во времени.
Но для Левитанского эта кинематографичность стала основой его поэзии еще в 1970 году (!). Он предвидел, что новая литература будет строиться по принципам кино. Чистый лист оказался экраном, на который можно спроецировать «киноленту» – поток внутренних образов. Увидеть в белизне бумаги экран, писать стихи как наброски сценария или монтажного плана в тот момент означало – опередить время, отыскав новую роль в складках будущего. Очень продуктивную роль, поскольку «зритель» на глазах превращается в «режиссера», создателя авторского кино.
Юрий Левитанский нащупал новую позицию поэта – по отношению ко времени и к читателю. Она парадоксально увязывала положение «рядового», затерявшегося в толпе, каким в послевоенном мире стал каждый, – с присущей поэту силой и верой в бессмертие произносимого слова.
Опираясь на визуальность и монтаж, Левитанский сохранил мелодическую, музыкальную основу поэтической речи не только в 1970-х, но и позднее, когда перешел к «ритмическому стиху», отказавшись от рифмы. Рефлексия «видящего» трансформировалась в СВОЙ голос, в возможность говорения «от себя» – вопреки негромкости и отсутствию статуса. В изменившемся мире любой может быть «зрителем» и высказываться «от себя». Поэт словно предвидел, что через сорок лет сонмы «говорящих от себя» заполнят виртуальное пространство интернета, а позиция «зрителя» станет главным источником творчества и множества его подобий.
В литературоведческих статьях неизменно поминается о ритмических поисках Левитанского, о «фирменной» долгой строке (окончательно оформившейся в книге 1976 года «День такой-то»). Но суть его поэтического эксперимента, породившая и особый авторский ритм высказывания, – говорить предельно открыто, без умолчаний, экивоков и лакун, открывая себя собеседнику. И одновременно – плести сети, способные уловить и удержать внутри одного высказывания сразу все слои времени: от первых заморозков до тающей весенней капели.
Да, порой кажется, что от иных стихотворений Левитанского вполне можно отрезать кусочек, сократить их, оставив «самую суть». Они легко дробятся, как всякий дискурс, и не всегда обладают чертами высшей цельности. Однако в них рождается новый ритмический рисунок – на волне страстной потребности в диалоге. Для Левитанского стихи это:
возглас отчаянья,
крик о помощи,
мольба о помилованьи –
Они пишутся не «от силы», а от уязвимости. Вернее, от силы, которая не осознает себя, потеряла себя и должна найти заново.
К теме «нового начала» Левитанский возвращался всю жизнь (и биографически – тоже). К своей «обреченности на начало» – невозможности защититься от первых листьев, от весны и обновления. Память покрывает всю землю словно снег, но она же и тает вместе со снегом:
Ну а листья, им что, они
смотрят вокруг,
широко раскрывая глаза, –
как свободно и весело майская
дышит гроза,
и звенит освежающий дождик,
такой молодой,
над Отечеством нашим,
над нашей печалью,
над нашей бедой.
Открытость и доверчивость его стихов – от стремления стать чистым, как в первый день творения. Омыть себя потоками речи, обелить. Седина – не только знак старости, но и символ чистоты, к которой приходишь с годами. И обретаешь благодаря ей право обратиться поверх голов современников к будущим юным друзьям – из другого времени и поколений:
Я, побывавший там, где вы
не бывали,
я, повидавший то, чего вы
не видали,
я, уже т а м стоявший одной
ногою,
я говорю вам – жизнь все равно
прекрасна.
Что еще пришло в поэзию Левитанского из будущего, помимо монтажа и визуальной доминанты «Кинематографа»? Сближение стиха и прозы, проникновение прозы в стихи не на уровне лексики, а через строй восприятия и обращение к слушателю. Попытка «рассказать себя другому» влияет на ритмический рисунок и приближает стихи Левитанского к «дискурсу» новейших времен.
Но источник его поэтической открытости – не в техничности и интеллектуальных навыках «монтажа» реальности в тексте, а в стремлении самому стать чистым листом. В 1970-е, в 1980-е годы Юрий Левитанский еще не мог знать, что нас всех – страну и ее обитателей – ждет «новое начало». Однако интуитивно оказался развернут в «нулевое» будущее.
А возможно, его учила природа и родная стихия – вода. Похоже, права была Елена Шварц, когда писала, что у каждого большого поэта есть своя ведущая стихия. У Левитанского это явно вода. Она учила его ритму, долгому дыханию, повествовала о связности.
Море
по-латышски
называется ю р а,
но я не знал еще этого,
когда вышел однажды
под вечер
на пустынное побережье
и внезапно увидел огромную,
указывающую куда-то вдаль
стрелу,
на которой было написано
мое имя
............
Это было игрой
под названьем
«Ищите себя»
(и, конечно, в нем слышалась
просьба
«ищите меня!»,
ибо сам не найдешь себя,
если кто-то тебя не найдет)...
Он сам отрефлексировал в поздних стихах: всю жизнь мечтал о море, а досталась река, порой пересыхающая до ручейка. В северных широтах море превращается в вихрь снега – сквозной для Левитанского образ, который придает метафизический статус и самому жанру белого стиха.
Время белых стихов, белизна,
тихий шаг снегопада,
морозная ясность
прозрачного зимнего дня,
византийская роспись
крещенских морозов
на стеклах души,
как резьба, как чеканка –
по белому белым –
дыши не дыши –
не оттает уже ни единый
штришок на холодном
стекле
Долгая строка создает будущее и длит его. Тема повторов, реинкарнации, возврата к прежнему и его обновления нарастает – особенно в поздних стихах. Но главное стремление – «родиться заново». Оно породило интуитивное проникновение в будущее. И одновременно удержало поэта в русле «вечных перемен», которыми дразнит и вдохновляет природа.
комментарии(0)