0
6385

27.11.2024 20:30:00

Я сам себя обидел

Аркадий Гайдар как поэт в повести «Судьба барабанщика»

Тэги: проза, поэзия, аркадий гайдар


проза, поэзия, аркадий гайдар Когда гудит пароход…Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Поэзией в нашей жизни насыщено все. Мы не знаем, откуда она берется и куда исчезает, но чувствуем, узнаем ее сразу. Даже там, где ее, кажется, и не может быть.

Вот, например, прозаическая («проза» – антоним слову «поэзия»), идеологически выдержанная (ой!) вещь, опубликованная давным-давно (1939 год). Откуда там поэзия? А она есть. Более того, повесть Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904–1941) «Судьба барабанщика» – нерифмованная поэма. В этой вещи, которая появилось на свет едва ли не в самые суровые времена отечественной истории вообще и советской в частности, хорошо видны все поэтические особенности, характерные для гайдаровской прозы.

С поэзией «Судьбу барабанщика» роднит прежде всего эмоциональность. К сердцу и лишь затем к разуму читателя обращен автор. Главного героя, заблудившегося во вранье, спасает не идеология, а песни, «от которых земля казалась до грусти широкой, а на этой земле мы были людьми самыми дружными и счастливыми». Те самые песни, которые пишутся на рифмованные стихи. «– Папа, а все-таки «Жаворонок» – не солдатская песня!» Он, конечно, сейчас же хмурится: – А какая же? – Да так! Просто человеческая. – А солдат – не человек, что ли?»

Настоящая поэзия – не только сильная эмоция, но и эмоциональная достоверность. Вот главный герой (Сергей) узнает, что его надежды на мичманскую школу в Одессе, куда обещал его устроить фальшивый дядя, рухнули. Казалось бы, сказать, что герою «ничего теперь впереди не светило», вполне достаточно. Но речь-то идет о мечте. Большой и сокровенной, молодой, горячей, долго вынашиваемой мечте. Потому именно эта фраза у Гайдара с его обычно короткими предложениями развернута: «Ничего теперь впереди не светило, не обнадеживало и не согревало».

Как и для поэзии, для повести характерна образность – отражение сути через внешние обстоятельства. Например, если перед читателем появляется мелкий жулик, очень скоро мы видим, как за ним гонится дворник с метлой. Если главный герой попал в беду, то окружающий мир сразу пытается спасти мальчика (с ним с самого начала ищет встречи вожатый его отряда). А если мальчик в беду все-таки попадает, то исключительно по своей вине. Основные причины – ложь и гордыня: «Нет, я не потерялся – мне никого не надо». Начало же спасения – правда, признание собственной ошибки: «– Тебя обидели? – Нет, – вытирая слезы, ответил я, – я сам себя обидел».

И как только это допускает логика повествования, Гайдар становится лириком в чистом виде. В таких зарисовках отчетливо слышен голос автора, а не героя: «Когда гудит пароход, я теряюсь. Как за поручни, хочется схватиться мне за что попало: за ствол дерева, за спинку скамейки, за подоконник. Гулкое многоголосное эхо его всегда торжественно и печально. И где бы, в каком бы далеком и прекрасном краю человек ни был, всегда ему хочется плыть куда-то еще дальше, встречать новые берега...»

Довольно часто Гайдар использует и повторение как средство эмоционального усиления. Вот наш герой в поезде, где невольно помогает ворам и шпиону: «Поехали! Эх, поехали! Эх, кажется, далеко поехали!» Среди других приемов, обычных для поэтического высказывания, в повести присутствует, например, эмоциональный контраст. «А вот придет весна, и мы все поедем втроем на Кавказ – на курорт. Пришла наконец весна, и отца моего отдали под суд».

Нельзя не обратить внимания и на такую поэтическую особенность «Судьбы барабанщика», как фонетическая музыкальность. Она столь сильна, что автор от нерифмованной поэзии то и дело переходит на рифмованную – включает в ткань повествования «обычные» короткие стихотворения. Вот в начале повести главный герой делает ошибку за ошибкой. Приближение большой беды дополняют короткие стихи – настраивают читателя на правильную, с авторской точки зрения, волну и вносят в рассказ необходимую долю абсурда, ощущение неуправляемости событий:

«Ай-ай!

Ти-ше!

Слышишь?

Ти-ше!»

Иногда рифмовка возникает в тексте неожиданно и тогда сжимает высказывание, акцентируя его на главной мысли: «А встретились мы с ним недавно... То да се – вот и все!» И, разумеется, если автор в душе поэт, его герои тоже сочиняют стихи. Сергей – по-детски беспомощные:

На борту стоят матросы,

Лихо курят папиросы.

На берегу стоят девицы,

Опечалены их лица!

Автор подчеркивает таким образом незрелость, наивность своего персонажа. Причем, как это часто бывает с начинающими авторами, во сне или в забытьи стихи у главного героя получаются гораздо лучше, чем наяву:

Сергей-барабанщик,

Солдатский обманщик,

Что ты бьешь в барабан?

Еще спит капитан.

Другое дело – мнимый дядя. Певучий шпион с образным мышлением («Но скажи, друг мой, почему это у вас в квартире как-то не того? Сарай – не сарай, а как бы апартаменты уездного мелитопольского комиссара после веселого налета махновцев?»), великолепными способностями сатирика-импровизатора (если ситуация поворачивается не в его пользу, он сразу прячется за мишуру официоза: «Скажи ему, Яков, в глаза, прямо: думал ли ты во мраке тюремных подвалов или под грохот канонад, а также на равнинах мировой битвы, что ты сражаешься за то, чтобы такие молодцы лазали по запертым ящикам и продавали старьевщикам чужие горжетки?»), этот веселый меткий «дядя» – сочинитель куда интереснее.

Стихи он пишет ровные, «правильные». Только слушатель и автор понимают в них каждый свое. «За победу! За нашу победу!» – произносит герой фильма «Подвиг разведчика», вызывая горячее сочувствие и у киношных фашистов, и у настоящих зрителей. «Дядя»-шпион тоже не промах:

Скоро спустится ночь благодатная,

Над землей загорится луна.

И под нею заснет необъятная

Превосходная наша страна.

Спят все люди с улыбкой умильною,

Одеялом покрывшись своим,

Только мы лишь дорогою пыльною

До рассвета шагая, не спим.

Здесь и сарказм по поводу расслабленного обывателя. И насмешка над теми, кто им восхищается. И почти неприкрытая издевка относительно «превосходной» страны, замаскированная под стилистическую беспомощность. И вполне серьезная угроза – в конце. «Что, хороша песня? То-то! А кто сочинил?» Гайдар дает здесь блестящий пример поэтической и политической пародии. Его главный антигерой – клоун злой и талантливый. Все фальшивое, пустое он сразу обращает в свою пользу. Однако автор пристально смотрит и за ним. Как только представитель темных сил, пришедший соответственно со стороны, «куда плавно опускалось сейчас багровое вечернее солнце», начинает переигрывать, Гайдар одергивает его. «Вон старик Яков из окна высунулся, в голубую даль смотрит. В руке у него, кажется, цветок. Роза! Ах, мечтатель! Вечно юный старик-мечтатель! – Он не в голубую даль, – хмуро ответил я. – У него намылены щеки, в руках помазок, и он, кажется, уронил за окно стакан со своими вставными зубами».

«Судьба барабанщика» содержит еще множество примеров использования поэтического языка. Собственно, эта вещь состоит из них практически целиком. Отсюда четкий эмоционально-интонационный рисунок повести и общее впечатление от нее: «звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну». Звук этот печален. В «Судьбе барабанщика» ясно слышна тоска – по вечно ускользающему куда-то всеобщему братству. Тоска эта остается и в конце, когда всё уже вроде бы расставлено по своим местам. Бандита убили. Со шпионом справились. Нам бы теперь человеческих песен.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Он пишет праздник

Он пишет праздник

Александр Балтин

Евгений Лесин

К 50-летию литературного и книжного художника Александра Трифонова

0
2855
Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2511
Брунгильда по имени Ингрид

Брунгильда по имени Ингрид

Саша Кругосветов

Реплика по мотивам рассказов Борхеса

0
1508
Усота, хвостота и когтота

Усота, хвостота и когтота

Владимир Винников

20-летняя история Клуба метафизического реализма сквозь призму Пушкина

0
1997

Другие новости