Оскар Бренифье. Зачем я хожу в школу?/ Пер. К.Лукиной, ил. Д.Дюран.
– M.: Клевер-Медиа-Групп, 2011. – 26 с.
«Зачем я хожу в школу, вот в чем вопрос!» Так говорил я самому себе еще четверть века назад перед каждой очередной контрольной по математике. Видимо, не слишком-то старался найти ответ, а то ведь следовало бы, как это сделал французский мальчик Алекс, допросить на сей счет стул, мячик, карандаши и другие вещи. Правда, в отличие от Алекса учился я в общеобразовательной школе, а не в интернате для умственно отсталых. В частности, не было у меня любимой игрушки, с которой я бы все время так сосредоточенно беседовал. А вот у Алекса она есть.
Впрочем, игрушка ли это? Желтовато-зеленого пришельца с огромной зубастой пастью зовут Пухлик. Передвигается он на своих двоих совершенно самостоятельно, рассуждает подозрительно разумно и уж в этом-то отношении далеко превосходит своего «хозяина». Кроме того, космический монстр все время подстрекает Алекса к противоестественным действиям: «Давай спроси скорее у этих карандашей, что они думают?» То, что тут и впрямь не совсем обычная школа, подтверждается следующим эпизодом. Алекс задает свой вопрос какому-то другому мальчику, случайно им встреченному. И что же он слышит в ответ? «В субботу я иду в бассейн с моим папой». Однако!
Ну а так как с людьми общение не задается с самого начала, далее приходится болтать исключительно с окружающими предметами. Вот, например, реплика стула: «Для того чтобы ты мог спокойно сидеть и слушать учителя. Как и я!» Вот это «как и я» меня просто чуть не убило. Стул не только разговаривать умеет, он, подлец, еще и наукам втихаря обучается! Такими темпами вскорости человечеству грозит восстание стульев!
Спросим у лестницы? Иллюстрация из книги |
Пухлик, надо отдать ему должное, однажды все-таки попробовал вернуть малыша в посюсторонний мир. Вот он прозрачно намекает: «Давай попробуем задать наш вопрос кому-нибудь еще. Смотри, как раз началась переменка!» Но Алекс голосу разума, даже внеземного, не следует и, вместо того чтобы еще раз попытаться разговорить детей, пристает к резиновому мячу, куклам, чучелам животных.
Характерна концовка. Учительница, к которой бедняга обратился перед началом занятий, увильнула тогда от ответа, сославшись на занятость. Теперь, после уроков, она сообщает Алексу, что целый день, оказывается, размышляла! «Думаю, мы ходим в школу для того, чтобы учиться задавать вопросы и искать ответы». И что же Алекс? Уходя, он язвительно огрызается: «Что-то мы сегодня нашли не много ответов на свои вопросы».
Вот какую книжку написал «всемирно известный французский философ и детский педагог» Оскар Бренифье. Что можно тут еще добавить? Добавлю, пожалуй, что Иммануил Кант со своей «Критикой чистого разума» тоже кажется мне довольно-таки ограниченным типом.