Джеральдина Эльшнер. Рыбка для Миши/Илл. Даниэлы Бунге.
– М.: Клевер-Медиа-Групп, 2012. – 26 с.
Книжка с замечательными рисунками для читателей всех возрастов. К тому же с глубоким бытийно-политическим подтекстом.
Итак, мальчик Миша очень хочет завести домашнего питомца. Но папа считает, что маленькая квартирка в центре города и без балкона – не самое подходящее место. Вдобавок у папы аллергия на шерсть. «Единственное, что остается», если вычеркнуть собак, кошек, морских свинок и прочих любимцев, – это рыбка. Но папа неумолим. Такова экспозиция. Расшифровывается она просто: молодая постсоветская интеллигенция алчет демократии, но старшие консерваторы воротят нос, дескать, исторические декорации у нас другие, ментальность особая, и нам от этого мещанства и околесицы – только зуд и мучение.
И если папа – консерватор, мама – либеральный сноб. Она вроде бы и не против рыбки, но считает, что Миша еще слишком маленький, чтобы о ком-то заботиться. Читай: «русский народ до демократии пока не дорос».
Миша поэтому не спит ночами, глядит в окошко на дождик и плачет. Расшифровка: нулевые, интеллигенция впадает в стагнацию, народ безмолвствует.
Но тут вмешивается стихия. После затяжных дождей река наводняет улицы. Папа с Мишей вынуждены передвигаться по городу на лодке. Во время одной из прогулок Миша замечает, как рядом с кустами, в воде бьется что-то блестящее. Рыба! Восторженный Миша зачерпывает рыбу в ведро, называет Блесткой и везет домой. Расшифровка: на исходе нулевых народное терпение выходит из берегов, интеллигенция встречает удалых, навалившихся на сцену оппозиционеров-активистов и решает их приручить.
Рыба-бунтарка у Болотной площади. Иллюстрация из книги |
Рыба Блестка поселяется в ванне, мама с папой теперь моются у соседей. Читай: оппозиционеры оккупируют площади, проспекты, бульвары. Власть идет на мелкие уступки.
Река возвращается в свои берега, родители ропщут, и Мишу больше волнует новая проблема – рыба хиреет, ей не хватает свободы. Читай: после 4 марта недовольства выдыхаются, а революционная оппозиция испытывает разочарование и упадок сил. Ей тесно в рамках переменчивого закона.
Тогда Миша понимает, что сделал ошибку. Рано утром он выпускает Блестку в реку. Читай: сценарий будущего, в котором интеллигенция отказывается от революционных путей борьбы.
По возвращении домой грустного Мишу ждет радость. Мама с папой дарят ему круглый аквариум и маленькую, разноцветную рыбку Радугу. Плюс ко всему мама-либералка обещает: «А к твоему дню рождения папа сделает настоящий большой аквариум, и у малютки-рыбки появятся друзья». В таком финале вербализован идеализированный вариант прихода к демократии. Оценив разумность интеллигенции, расставшейся с внесистемными траблмейкерами, власть сама дарит ей правильную, парламентскую демократию, да к тому же обещает ее расширение и улучшение.
Миша счастлив, а ночью ему снится, как он путешествует на Гондоле с Блесткой и Радугой. Мораль: сколько интеллигенцию ни корми, она все равно мечтает о стихийном народном бунте (разлив в Венеции), но так, чтобы и бунтари подурачились (Блестка), и законность никуда не делась (Радуга). Типа и в окопе полежать, и лица не заляпать. Вечное противоречие. О том и книжка.