Дара Гольдшмидт. Александр и письма потерянной куклы.
– М.: Клевер-Медиа-Групп, 2013. – 64 с.
Эта двухсторонняя книжка-перевертыш еще и билингва. Читать ее можно и на русском (с одной стороны), и на английском (с другой стороны). Ну а рассматривать замечательные картинки Андрея Фереза – с обеих.
Дара Гольдшмидт адаптировала историю, произошедшую будто бы с писателем Францем Кафкой. В 23-м году, за год до смерти и будучи уже больным, он встретил в берлинском парке Штеглица безутешно плачущую девочку. Девочка потеряла куклу и никак не могла успокоиться. Тогда Кафка объявил ей, что кукла вовсе не потерялась, а отправилась путешествовать. И якобы твердо обещала отправить Кафке письмо. На следующий день в том же парке писатель уже читал девочке послание куклы, в котором та описывала свои дорожные приключения. Переписка длилась до тех пор, пока Кафке не пришлось уехать в Прагу, но перед отъездом он послал девочке новую куклу, представив ее как старую, но только сильно изменившую облик из-за пережитых странствий.
|
Они тоже живые. Они тоже путешествуют.
Иллюстрация из книги |
К сожалению, «кукольные» письма Кафки не сохранились, зато Гольдшмидт сочинила свои собственные. Пражский писатель превратился в московского поэта Александра, парк Штеглиц – в ЦПКиО имени Горького, а Берлин – в Москву. Остальное – дело воображения. Кукла по имени Анна успевает побывать в Париже, Лондоне, Иерусалиме, Нью-Йорке и делится если не живописными, то уж по крайней мере познавательными сведениями. Даже стихи цитирует. Иногда в ее безыскусных посланиях попадаются откровения почти мистические: «Знаешь, куклы любят высоту, но ненавидят, когда их спускают под землю – в метро или еще куда. Не знаю, наверное, это у нас родовая особенность». Теперь придется иметь в виду.
В конце Александр тоже дарит девочке новую куклу. Правда, как-то не очень выдает ее за старую. И – важная деталь – судьба у героя и прототипа складывается по-разному. Если болезнь Кафки, развившаяся в Берлине, прогрессирует и приводит к смерти, то болезнь московского поэта Александра постепенно отступает. «– Это чудо! Медицинская загадка! Еще никогда я не видел, чтобы опухоль такого размера поддавалась лечению! – воскликнул доктор. – Наверное, кто-то где-то молится за вас». То есть получается, переписка с куклой помогла.
Вообще книжка вышла добрая и немного волшебная. А картинки этому только способствуют.