Герман Лукомников. Хорошо, что я такой. Почти детские стихи: поэтический сборник: для семейного чтения / Ил. Коли Филиппова, сост., дизайн и верстка Марии Бабуровой.– М.: Самокат, 2019. – 96 с. (Поэтическая серия «Самоката») |
Поэт Герман Лукомников (читайте его стихи в «НГ-EL» от 05.09.19), пожалуй, в представлении не нуждается. Но все равно слегка напомним. Поэт, перформансист, составитель антологий, автор детских стихов, креативный участник поэтических слэмов, который представляет свои стихи всегда неожиданно и оригинально. В общем, можно сказать, человек‑театр. При этом, с одной стороны, очень добродушный (говорят, дети просто обожают его), а с другой стороны, очень внимательный и строгий в отношении к своей работе (это уже я сама знаю). Кстати, кто вдруг не в курсе, до 1994 года Герман подписывался псевдонимом Бонифаций. Такое прозвище возникло потому, что внешне он был похож на льва из знаменитого мультфильма.
Но возвратимся к насущному. У Германа уже более 10 поэтических сборников. И вот – новая книга «Хорошо, что я такой». На мой взгляд, даже не совсем это книга в полном смысле слова, хотя, конечно, в ней есть все, что хорошей книге положено иметь – хорошая белая бумага, твердый переплет, много‑много рисунков и буковки. Тем не менее эта книга выходит за сухие дидактичные рамки. Она живая. Это книга‑перформанс, книга‑оркестр, которая весело, ненавязчиво, в виде ежесекундной языковой игры помогает ощутить вкус, гибкость, блеск, но одновременно где‑то юмор и абсурд русского языка. Мне кажется, именно такой сборник можно считать «введением в языкознание». Впрочем, не зря автор решил сделать оговорку, что сборник предназначен для семейного чтения. В нем порой встречаются «взрослые» слова и, может быть, не совсем понятные приемы, которые нужно детям объяснить. Но вообще‑то вспомните, как дети, оставив без внимания коробку с игрушками, любят копаться во взрослых вещах. Вывод: усложнять можно и даже нужно.
В сборнике представлен весь многоцветный спектр поэтических форм, приемов, с которыми работает Герман Лукомников. Двустишия, четверостишия, каламбуры, игра с делением слов на слоги и даже на буквы, порой аллюзии из взрослой поэзии (Пушкин, Шекспир, Гете, Пастернак). Эту языковую феерию дополняет визуальное оформление – постоянная забавная игра со шрифтами и, конечно, совершенно невероятные, рифмующиеся с поэтикой Лукомникова наивные, графические, концептуальные, с элементами коллажа рисунки Коли Филиппова, с которым Лукомников сотрудничает уже 12 лет.
Главная прелесть сборника в том, что он не дает заскучать. Иллюстрация из книги |
Во многих вещах присутствует отнюдь не детская ирония («Вот еще не хватало,/ чтобы милиция летала», «Минздрав/ был прав», «Прокурор ты прокурор/ ты расскажи мне про курорты/ про курорты про курорты/ про курортики мои», «Надорвался, воспевая/ Красоту родного края»), порой абсурд («Будь проще!/ Что ты как пингвин в роще?») и правда жизни («Когда ковчег построил Ной/ все тоже думали больной», «Был гадом,/ отравился собственным ядом», «Сбросив сто змеиных кож,/ Стану на себя похож»), в них много смешного, построенного на тончайшей звуковой игре («бабульки побулькивают», «папахи попахивают», «удавы,/ куда вы?», «сон: Икар и Карлсон», «ищу пальцами и щупальцами»). Еще одна важная черта – некоторые стихи как бы не являются законченными, то есть не подают ребенку на тарелочке готовой мысли, заключения. Автор предлагает линию, пунктир и оставляет место для мысли – можно самим додумать, дораскрасить: «Это/ незрелое/ стихотворенье/ прочитай его/ в следующее/ воскресенье»; «Снаружи/ видно хуже/ смотри изнутри»; «Снег./ Человек»; «Те несчастья тени счастья», «Кого‑то подняли на щит,/ А он трепещет и пищит». А ключевая – скажем все‑таки это скучное слово – задача книги отражена в названии: «Хорошо, что я такой». Это первая часть двустишия, вторая звучит так: «…а не какой‑нибудь другой». Книга объясняет маленькому читателю, что каждый человек индивидуален и творчество – это поиск себя и путь к себе.
комментарии(0)