0
3341
Газета Детская литература Интернет-версия

12.09.2019 00:01:00

Что ты как пингвин в роще?

Не совсем книга, а скорее оркестр, феерия и перформанс

Тэги: игра, фонетика, комбинаторная поэзия, наивная поэзия


32-15-02.jpg
Герман Лукомников. Хорошо, что
я такой. Почти детские стихи:
поэтический сборник:
для семейного чтения /
Ил. Коли Филиппова, сост., дизайн
и верстка Марии Бабуровой.– М.:
Самокат, 2019. – 96 с.
(Поэтическая серия «Самоката»)

Поэт Герман Лукомников (читайте его стихи в «НГ-EL» от 05.09.19), пожалуй, в представлении не нуждается. Но все равно слегка напомним. Поэт, перформансист, составитель антологий, автор детских стихов, креативный участник поэтических слэмов, который представляет свои стихи всегда неожиданно и оригинально. В общем, можно сказать, человек‑театр. При этом, с одной стороны, очень добродушный (говорят, дети просто обожают его), а с другой стороны, очень внимательный и строгий в отношении к своей работе (это уже я сама знаю). Кстати, кто вдруг не в курсе, до 1994 года Герман подписывался псевдонимом Бонифаций. Такое прозвище возникло потому, что внешне он был похож на льва из знаменитого мультфильма.

Но возвратимся к насущному. У Германа уже более 10 поэтических сборников. И вот – новая книга «Хорошо, что я такой». На мой взгляд, даже не совсем это книга в полном смысле слова, хотя, конечно, в ней есть все, что хорошей книге положено иметь – хорошая белая бумага, твердый переплет, много‑много рисунков и буковки. Тем не менее эта книга выходит за сухие дидактичные рамки. Она живая. Это книга‑перформанс, книга‑оркестр, которая весело, ненавязчиво, в виде ежесекундной языковой игры помогает ощутить вкус, гибкость, блеск, но одновременно где‑то юмор и абсурд русского языка. Мне кажется, именно такой сборник можно считать «введением в языкознание». Впрочем, не зря автор решил сделать оговорку, что сборник предназначен для семейного чтения. В нем порой встречаются «взрослые» слова и, может быть, не совсем понятные приемы, которые нужно детям объяснить. Но вообще‑то вспомните, как дети, оставив без внимания коробку с игрушками, любят копаться во взрослых вещах. Вывод: усложнять можно и даже нужно.

В сборнике представлен весь многоцветный спектр поэтических форм, приемов, с которыми работает Герман Лукомников. Двустишия, четверостишия, каламбуры, игра с делением слов на слоги и даже на буквы, порой аллюзии из взрослой поэзии (Пушкин, Шекспир, Гете, Пастернак). Эту языковую феерию дополняет визуальное оформление – постоянная забавная игра со шрифтами и, конечно, совершенно невероятные, рифмующиеся с поэтикой Лукомникова наивные, графические, концептуальные, с элементами коллажа рисунки Коли Филиппова, с которым Лукомников сотрудничает уже 12 лет.

32-15-2.jpg
Главная прелесть сборника в том, что он
не дает заскучать. Иллюстрация из книги
Вообще главная прелесть сборника в том, что он не дает заскучать. Почему? Наверное, еще потому, что автор не выступает как эдакий забронзовевший учитель, вещающий непреложные истины. Он – наравне. Иногда страница напоминает исписанную школьную парту или забор, и поэтому у ребенка неизбежно возникнет мысль: а я ведь тоже так могу. И это замечательно. Это и есть приглашение и дружеское введение в творческий процесс. Чуть‑чуть процитируем, чтобы не быть голословными: «Я хронический пиит,/ У меня стихотворит»; «Я сегодня очень рад:/ Черный вычертил квадрат»; «Много бреда бреда бреда/ о добре добре добре/ все о добре да о добре/ да только бреда бреда бреда»; «Как прекрасен/ белый лист/ я/ теперь/ минималист»; «Я – искатель приключений/ В мире слов и их значений»; «Чашку йогурта/ словно йод,/ держит йог у рта/ и не пьет».

Во многих вещах присутствует отнюдь не детская ирония («Вот еще не хватало,/ чтобы милиция летала», «Минздрав/ был прав», «Прокурор ты прокурор/ ты расскажи мне про курорты/ про курорты про курорты/ про курортики мои», «Надорвался, воспевая/ Красоту родного края»), порой абсурд («Будь проще!/ Что ты как пингвин в роще?») и правда жизни («Когда ковчег построил Ной/ все тоже думали больной», «Был гадом,/ отравился собственным ядом», «Сбросив сто змеиных кож,/ Стану на себя похож»), в них много смешного, построенного на тончайшей звуковой игре («бабульки побулькивают», «папахи попахивают», «удавы,/ куда вы?», «сон: Икар и Карлсон», «ищу пальцами и щупальцами»). Еще одна важная черта – некоторые стихи как бы не являются законченными, то есть не подают ребенку на тарелочке готовой мысли, заключения. Автор предлагает линию, пунктир и оставляет место для мысли – можно самим додумать, дораскрасить: «Это/ незрелое/ стихотворенье/ прочитай его/ в следующее/ воскресенье»; «Снаружи/ видно хуже/ смотри изнутри»; «Снег./ Человек»; «Те несчастья тени счастья», «Кого‑то подняли на щит,/ А он трепещет и пищит». А ключевая – скажем все‑таки это скучное слово – задача книги отражена в названии: «Хорошо, что я такой». Это первая часть двустишия, вторая звучит так: «…а не какой‑нибудь другой». Книга объясняет маленькому читателю, что каждый человек индивидуален и творчество – это поиск себя и путь к себе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
468
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
679
Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Переезд молодежи в крупные города ухудшает демографические перспективы

Михаил Сергеев

А низкая мобильность рабочей силы в РФ создает проблемы для экономики

0
1586
КПРФ переводит проблемы миграции в политическую плоскость

КПРФ переводит проблемы миграции в политическую плоскость

Дарья Гармоненко

Отчет правительства в Госдуме пытаются привязать к теракту 22 марта

0
1574

Другие новости