0
614
Газета Кино Интернет-версия

25.09.2001 00:00:00

Русское кино не смотрят

Тэги: кинематограф, деньги, россия


СОВРЕМЕННОЕ российское кино в прокате практически отсутствует. Собственный кинорынок отечественным кинематографом упущен. Почему так происходит и как с этим бороться? Эта тема каждый день раскаляла страсти на недавно завершившемся Международном телекинофоруме "Вместе" в Ялте.

Владимир Семаго заявил, что кино сейчас в России снимается много, но это не означает его скорого расцвета. Просто не переводятся люди, которым выгоден процесс кинопроизводства: на нем "пилятся деньги". А потом большинство запущенных картин приостанавливается, поскольку в изначальные цели совершенно не входит создание фильма и выпуск его в прокат. Семаго ратовал за конкурс проектов на определенные темы и вообще требовал внимания государства к важнейшему из искусств. Продюсер Игорь Толстунов ("НТВ-профит") напомнил о повальной бедности населения, у которого далеко не всегда есть лишние деньги на билет в кино. Сергей Соловьев уповал на колумбийскую модель. Это когда прибыль от проката отечественных картин остается в сфере отечественного кино, а прибыль от проката зарубежных фильмов┘ тоже поступает на поддержку отечественного кинематографа. Разница лишь в процентах.

Радикальную ноту внес Станислав Говорухин. Он откровенно и во всеуслышание признал, что дело не в законах, не в экономических ухищрениях, не в дотациях и льготах. Наше кино не будет пользоваться популярностью, пока оно такое, как сейчас. У нас-де перестали снимать народное кино. И занимаются фестивальными проектами. Да и вся система образования ВГИКа учит делать фестивальные фильмы. Так множатся поколения режиссеров, оторванных от регулярного массового проката и порхающих с фестиваля на фестиваль. Сильное высказывание и довольно мотивированное обвинение.

Размышляя о прокатном кризисе, мы, в свою очередь, попытаемся не валить всю вину на деятелей кино. Прежде всего постараемся учесть, что кинематографисты такая же часть нашего общества, как и люди любых других занятий. И снимают они такое кино, какое у них снимается. Вне зависимости от рациональных установок.

Народное кино не возникает просто так. Для его существования необходима система ценностей и идеалов - одна на всех. Эта система (не будем ее обсуждать и оценивать) была разрушена в эпоху перестройки. Общество оказалось разделенным на идейно противостоящие друг другу слои и группировки. Постперестроечная эпоха зарождающегося капитализма добавила разделение по экономическому признаку. Общая нестабильность заставляет людей постоянно прислушиваться, в какую сторону поколеблется их социальная позиция - резко вниз или все-таки вверх. К "много не имущим" массам или к прослойкам, востребованным новой реальностью?

В такой ситуации человек тратит очень много сил на борьбу за достойное место в обществе. И человек ищет то искусство, которое его не напрягает, не нагружает "духовной работой", а оказывает скорую психологическую помощь. Расслабиться после напряжения, умиротвориться после стрессов, вдохновиться вопреки нерешенным проблемам.

Идеально приспособлено к таким социопсихологическим функциям американское массовое кино. Оно обращено к тем людям, которые ежеминутно конкурируют, рискуют и страдают в обстоятельствах естественного социального отбора. Или уже настрадались и хотят отдохнуть. Поэтому Голливуд с особой легкостью заполоняет прокат любой страны, где изрядная часть населения поставлена в условия жесткой конкуренции, экономической нестабильности, социального неблагополучия. Кинематограф США объективно импонирует России в ее нынешнем состоянии.

Российское же кино никогда не мыслило проблему выживания и социального успеха героя как главную. Советский герой имел тот прожиточный минимум, который позволял ему думать о смысле жизни, предаваться духовным рефлексиям, "нравственным исканиям". Когда же в кино речь шла об экстремальных ситуациях (война, революция, научная экспедиция), выживание героя требовалось не только ему самому, но его родному обществу, его стране. Борьба героя с враждебной реальностью не мыслилась как противостояние один на один, без большого "тыла" в лице государства, Родины.

Но вот наступила эпоха тотального индивидуализма. Кинематограф это заметил. Однако ему сложно сразу обжить новые ценности, признать их своими, переключиться в одночасье на независимого героя, живущего своими личными интересами. Кинематографу необходимо сначала разобраться, как он относится к новой реальности, которую собирается отображать. Это отношение часто не определено режиссерами всерьез по-человечески, что не способствует художественной целостности и силе воздействия их картин. В результате фильмы действительно не обладают той энергетической мощью, той внутренней ясностью и убежденностью, которая необходима для успеха у широкой аудитории.

И еще несколько отягчающих моментов.

Нынешняя действительность иногда так не нравится людям и они так хорошо отдают себе в этом отчет, что видеть эту действительность еще и на большом экране они не желают. А на исторические фильмы кинематографистам нужно много денег. И вообще, у нас принято слишком серьезно относиться к истории в кино. Это не костюмность - это "классика", штучный товар, все экраны не заполонишь.

Кино советской эпохи часто бывало коммерчески состоятельным. Но оно не привыкло чувствовать, что коммерческий успех - это проблема жизни и смерти. И нынешняя коммерциализация как бы вызывает у кино стресс.

В советскую эпоху зарубежное кино оставалось дефицитом. И пока еще не случилось реального насыщения.

В последние годы разрушилась стабильная культурная аудитория кинозрителей. В кино приходит много случайных людей. Им трудно угодить, потому что они сами плохо понимают, чего они хотят от искусства кино. Российское кино никогда специально не стремилось нравиться зрителю.

В центре большинства отечественных картин сейчас не позитивный герой, а сугубо амбивалентный. Хороший плохой человек. Ему проще стать популярным, чем любимым героем.

В 70-80-е годы у нас был расцвет кинематографа. Эта стадия не длится вечно. После нее наступает спад - причины могут быть разные, но они обязательно находятся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1344
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3522
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1996
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2283

Другие новости