0
1742

30.01.2003 00:00:00

Кто такие культуралы и за что они борются?

Тэги: Культурал, просвещение


Пока на лобном месте - на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров - интеллигенты насмерть бьются с интеллектуалами, на арену незаметно, а потому неотвратимо и властно выходит новая фигура - культурал. Его котировки неизменно растут, равно как символический и реальный капитал.

Интеллектуал достаточно долго исполнял роль опекуна, но сегодня, кажется, оставил без присмотра публику, которая, следуя сценарию Канта, "почти неизбежно┘ сама себя просветит, если предоставить ей свободу". Сама себя просвещая, публика попутно выдвигает из своих рядов тех, кто особенно в этом преуспел - культуралов. Патернализму, питающемуся доверием к науке, противопоставляется интонация человека своего круга, "своего парня". Он свой без презрения к немыслящим, он не предлагает знать, а предлагает выбирать из трех вариантов, он бодр, экспрессивен и внятен, назидание заменил развлечением, а воспитание информацией. Этой внешней стороне дела соответствует внутренняя. Культурал имеет узнаваемое лицо, лицо персонифицированное, лицо ведущего. Массам не остается ничего иного, как следовать за ним. Не думая. Эзотеризму мира, в который звал или от имени которого говорит интеллектуал, противопоставлен мир наглядных аналогий, доступных примеров, подымающая самооценку зрителя простота мыслей. Культурал просвещает массы, он и есть современная форма Просвещения, с тем, однако, дополнительным - рентгеновским - смыслом, который дает ясную картину внутреннего состояния, однако же ему и вредит.

Культурал - фигура, которая формируется на наших глазах. Она вызвана к жизни тем обстоятельством, что современный мыслитель, желающий иметь сцену своего выступления, должен использовать массмедийные стратегии привлечения внимания. Он, как верно заметил переводчик и историк французской философии ХХ века Сергей Фокин, "чего только не делает, чтобы быть при власти┘ он есть одомашненный, прирученный интеллектуал, интеллектуал при власти". Культурал - производное системы, сети, команды, информационного общества.

Интеллигентность в советскую эпоху была субститутом аристократизма, так как для того, чтобы стать интеллигентом, им нужно было родиться (получить высшее образование в двух поколениях). Интеллектуалом, напротив, по наследству не становятся, свои идеи он должен доказывать сам, порой собственной жизнью (как Дрие ла Рошель или наш Александр Богданов, пошедший по стопам Ламетри). В культуралы же "выходит" тот, кто подписывается под чем угодно, лишь бы вызвать интерес у теле- или аудиоаудитории; его конечная цель - массмедиизация, популярность, обретение власти. Хотя открыто называть себя культуралом никто пока не решается, так как массмедийное тело с необходимостью предполагает симуляцию и ангажированность, окончательно прощаясь с образом интеллектуала, этого бунтаря-одиночки и аристократа в одном лице.

Редактор парижского журнала "Эспри" Оливье Монгэн пишет: "Те, у кого есть время для наблюдения мутаций общественной жизни, заметят, что изменения произошли уже несколько лет назад и что интеллектуальной сцены, которая долгое время характеризовалась фигурой великого писателя, больше не существует, ее заместил мир "культуралов". Это сложный фрагментированный мир, с групповым обособлением; там есть киношники, вышедшие из Новой волны, театральные люди, люди искусства (патронируемые меценатами, государством, музеями), профессионалы культуры, университетская публика, способная выйти за рамки своих программ, и несколько редких одиноких или осве(я)щенных прессой интеллектуалов. Эти участники "культурной буллы" игнорируют границы правого и левого, так же, как для формирования новой номенклатуры упразднили границы между художниками и политиками, последние, скрытые от древнего посредничества, имеют отношение к обществу только через телевидение и "медиальное" управление. Это категории в равной степени государственные и политические".

Косвенным подтверждением внедрения массмедийных, а здесь уместно сказать - и культуральных, стратегий можно считать стремление к визуализации вербального сообщения в области гуманитарных наук. Сегодня на международных симпозиумах и конференциях все чаще используют кальки, постеры, рисунки, схемы, которые иллюстрируют основные тезисы доклада, ключевые выражения на языке оригинала и т.д. Постеризация мысли - новация времени, напоминающая лозунг первой академии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3224

Другие новости