0
1467

27.03.2003 00:00:00

Новый Гесдерфер

Тэги: Гесдерфер


Макс Гесдерфер. Все о комнатных растениях. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, 656 с.

Дьявольские наваждения - казино, фитнес-клубы, видеопрокаты, евроремонты и прочее - принесло нам тлетворное дыхание Запада. Но оно же стало насаждать и специфическую если не духовность, то душистость - повальное увлечение флористикой, ландшафтным дизайном и комнатной экзотикой. В книжных киосках московского метро руководства по фэн-шуй соседствуют с "Парфюмером" Зюскинда, а тибетская медицина сопровождает аквариумное растениеводство. Среди глянцевого разлива многочисленных энциклопедий внешне ничем не выделяется книга, где на открыточной обложке красуются предуведомление о полноте сведений и пышный горшок алых цветов с примостившейся к нему белой тупорылой киской - все насущные признаки призывного маркетинга.

Конечно, это "филологический" знакомец - Макс Гесдерфер, герой "Страстоцвета" Ольги Кушлиной, книги о "петербургских подоконниках" и роли их обитателей на театре русской поэзии. Два независимых издательства - изысканный петербуржец "Иван Лимбах", выпустивший "Страстоцвет", и просветительское московское "ЭКСМО-Пресс", переиздавшее Гесдерфера, - не ведали о планах друг друга. Они сосуществуют в антимирах, их продукция поступает в различные книжные точки, и встреча лицом к лицу им не угрожает. Да и вовсе несхожи объекты этих миров. Немецкий ученый Макс Гесдерфер написал свой труд более 100 лет тому назад, впервые в России его перевели и издали в 1897 году. Называлась книга скромно и достойно: "Комнатное садоводство. Практическое руководство для любителей и садоводов", в 1904 году ввиду широкой популярности потребовалось второе издание, которым и пользовалась современная петербургская исследовательница.

При нынешнем переиздании книга утратила внешность, название, орфографию, но сохранила очарование черно-белых гравюрных иллюстраций и, что самое важное, текст. Она потеряла в редкости и раритетности, но приобрела массовый тираж, а значит - доступность не только для дилетантов садов, но для профессиональных любителей слов, то есть филологов.

Эпитет к прошедшему веку русской словесности следовало брать не из периодической таблицы Менделеева (аргентум-серебро), а из гербария - столько растительных имен тогда в нем подвизалось и тайно переговаривалось на родном языке. Василий Розанов собирал "Опавшие листья". Павел Флоренский прямо-таки распускался именем. Его русская "однофамилица" Марина Цветаева всходила расцветом-Авророй. Новоявленный колосс Велимир Хлебников оставлял вехи ржаными колосьями вперемежку с ядовитой цикутой-вехом. Его "подельник" Крученых опутывал "глазастые вишни" крученым панычем - вьющейся ипомеей. Пастернак норовил не попасть в суп сельского пастора. Борис Садовской старательно заплетал "императорские венки". Мандельштам в голодном Крыму жалостливо наблюдал "пасхальной глупостью украшенный миндаль". Взимосвязи корневых хитросплетений отслеживал критик Корней Чуковский. Когда Ходасевичу понадобилось мистифицировать литературную братию, своему открытию он дал имя "Василий Травников". И т.д.

Гесдерфер рассказал о вьющемся растении пассифлора: "Латинское название этого ботанического рода составлено из passio, что значит "страдание", или по-славянски "страсть", и flos - "цветок"; отсюда и русское название - страстоцвет. Происхождением своим это название обязано иезуиту Ф.Б. Ферари, умершему в Сиене в 1654 году, который нашел в... Passiflora сходство с орудиями страстей Господних: тройное рыльце изображает три гвоздя, кружок помеченных красным цветом тычинок - окровавленный терновый венец, стебельчатый плодник - чашу, пять пыльников - пять ран Спасителя, трехлопастный лист - копье, прицепки (усики) - плети, белый цвет - безвинность Искупителя..." Разнузданное воображение было у монаха, чего же ждать от поэтов? И потому еще много непрочитанных тайн поэзии сокрыто "во тьме ботанической ризницы". Дикие и культурные растения, травники и "словари цветов" служат жардиньеркой для муз, так как Musa - банан, комнатное растение, принадлежащее к семейству имбирных.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1762
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2366
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2684

Другие новости