0
1340

15.05.2003 00:00:00

София в плену у хаоса

Тэги: Вайскопф


Михаил Вайскопф. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и расшир. - М.: РГГУ, 2002. 686 с.

Возникшая еще в начале ХХ века традиция изучения Гоголя как религиозного писателя оказалась так актуальна в последнее, столь подверженное всевозможным эзотерическими веяниям десятилетие, и вышедшая в конце 1993 года в своей первой редакции книжка М.Вайскопфа "Сюжет Гоголя" вызвала новый всплеск исследовательского интереса к мистической составляющей творчества писателя. В новом издании своей книги Вайскопф постарался максимально учесть недавние работы. Это прежде всего книга С.Гончарова "Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте". Особого признания автора заслуживает также сборник статей И.Виницкого "Нечто о привидениях. Истории о русской литературной мифологии ХIХ века", где прослеживается зависимость фигуры гоголевского "Ревизора" от воплощающего карающую совесть и страх смерти героя "Тоски по Отчизне" Юнга-Штиллинга.

Новый извод книги дает гораздо большее представление о том, насколько гностицизм известного немецкого мистика оказался созвучен николаевской эпохе, с характерным для нее страхом перед надвигающимся концом мира и Страшным судом. Однако историческая концепция эпохи Николая I не претерпела сколь-либо существенных изменений. Принимая во внимание вышедший в 2000 году сборник документов и трудов историков "Николай Первый и его время", Вайскопф находит новые аргументы в пользу того, что официальная доктрина о великой миссии России, призванной принять на вооружение все лучшие достижения Запада и согласить его распри с Востоком, находит благоприятную почву в среде мыслителей, писателей и публицистов. Между тем автору в высшей степени чужд взвешенно-лояльный подход к эпохе Николая I, характерный для большинства современных историков. Внутреннюю политику царя он называет "амальгамой самодержавия, отечественного благонравия и импортного консерватизма", а внешнюю - "мечтательным нарциссизмом".

Несравненно большее внимание уделяется воздействию на эстетику Гоголя пантеистической философии Шеллинга и учения о прекрасном и возвышенном Канта. Объясняя появление тех или иных мотивов в творчестве Гоголя влиянием немецких романтиков Гофмана и Тика, он в то же время показывает, как стилистика самого Гоголя со временем стала влиять на характер их русских переводов.

Ученый впервые обращается к своеобразной космогонии русского романтизма, что позволяет зримо представить его дуалистическую природу: "┘Само небо словно расслаивалось на две зоны. Нижняя, звездно-планетарная, была обиталищем сатанинской, жестокой или хотя бы амбивалентной, Судьбы; верхняя - бесплотным и светозарным царством Спасителя┘ Там, над нижними земными небесами, обретается и предвечная искомая мудрость, там ее подлинное отечество, зовущее к себе". В параллель с изменением сюжетной тематики (от воспевающих соединение красоты и мысли отвлеченных мифологем - к ориентации на соединение мечты и существенности) меняется и сама система жанров: на смену высокой поэзии приходит воплощенная в прозе поэзия жизни.

Вайскопф демонстрирует безукоризненное знание первоисточников, исторических реалий и владение теософской терминологией (определение церковного апофатизма есть далеко не в каждом словаре).

Последовательно рассматривая композиционное строение гоголевского сюжета, автор привлекает огромное количество разноплановых ассоциаций и методов (от культурно-исторического плана до интертекстуальных и структуралистских). Каждая глава может служить темой отдельного исследования.

Так что, думается, содержание книги уже вышло за рамки заявленной в заглавии темы и претендует на всеохватывающее исследование всего русского романтизма в целом. Позволим себе довольно смелое предположение, что в дальнейшем в нем будут более подробно рассмотрены некоторые аспекты, касающиеся духовной атмосферы александровской эпохи (влияние на мистицизм того времени еврейской каббалы и русских фольклорных элементов, неоплатонической традиции).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5075
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2792
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3219

Другие новости