0
1719

09.12.2004 00:00:00

Война и мир на островах Индонезии

Тэги: Тюрин, история, индонезия


В.А. Тюрин. История Индонезии - М.: Восточный университет, 2004, 595 с.

Над этой книгой известный востоковед Владимир Тюрин работал многие годы. Он проанализировал путь исторического развития Индонезии - от древнейших времен до настоящего времени.

Говоря о ранней истории Индонезии, исследователь подчеркивает, что на возникновение ее государства значительное влияние оказала индийская цивилизация. Приобщение малайско-индонезийского мира (Нусантары) к мировой цивилизации произошло в результате синтеза двух начал: уже существовавшей цивилизации и местного субстрата. Индийская цивилизация давала Нусантаре основные схемы оформления местных общественных процессов, а местная среда видоизменяла эти схемы в ходе их усвоения.

О проникновении ислама на архипелаг. Тюрин обращает внимание на две особенности: во-первых, исламизация происходила постепенно, на протяжении конца XIII-XVII вв., а во-вторых, отдельные народности многонациональной Индонезии различались и по времени приобщения к новой религии, и по глубине проникновения ислама в быт и духовный мир.

В условиях общего для всей Юго-Восточной Азии кризиса идеологии, основанной на воспринятых из Индии религиозно-философских системах, культе правителя и его обожествленных предков, ислам, содержавший идеи равенства, проповедовавший умеренность и простоту, отвергавший необходимость посредников между человеком и Богом, стал привлекательным для населения.

В центре главы о ранней колониальной экспансии - деятельность нидерланской Ост-Индской компании, завоевавшей Яву и установившей торговую монополию на архипелаге. Поскольку Компания запрещала осевшим на архипелаге (главным образом в Батавии-Джакарте) голландцам заниматься частной торговлей и предпринимательством, они устремляются в откупа и предпринимательство - занятия, мягко говоря, не способствовавшие совершенствованию человеческой натуры.

Когда Корнелис Сюйтхофф, между прочим, зять великого Рембрандта, потеряв в Батавии надежду прокормить себя живописью, занялся ремеслом, он был обвинен в нарушении монополии Компании и чуть не попал в тюрьму. К счастью, помогли друзья и Сюйтхофф стал служащим Компании - получил место надзирателя в той тюрьме, куда его собирались отправить.

"Система культур", то есть принуждение населения выращивать продукцию на экспорт, доходы от которого пролили золотой дождь на Голландию, деформировала социальную и экономическую систему яванской деревни, обрекла крестьян на деградацию и чувство неуверенности в меняющемся по произволу чиновников мире, в котором оказалась разрушенной система привычных ценностей и связей. Антиколониальная борьба объективно и взвешенно характеризуется на примере трех крупнейших движений: восстания Дипонегоро, или Яванской войны (1825-1930), войны народа на Западной Суматре (1821-1837) и Ачехской войны на Северной Суматре (1837-1913).

Тюрин рассказывает о национально-освободительном движении современного типа, развившемся в Индонезии после отмены в начале XX века "системы культур" и робкого вступления на путь капиталистического развития. Речь идет о мусульманской националистической организации Сарекат Ислам, а также о светских националистах во главе с Сукарно, разработавших в 20-40-е годы XX века идеологию мархаэнизма и панчасисы - учений о борьбе за независимость и о построении общества социалистического типа.

Уже во время Августовской революции 1945 года, в результате которой рухнула власть голландских колонизаторов, проявились главные противоречия Республики Индонезии: между сторонниками авторитарного президентского режима и сторонниками парламентаризма, между сторонниками секуляризма и приверженцами теократии и, наконец, между сторонниками буржуазной модели и приверженцами социалистических (по-разному понимаемых) форм развития.

Тюрин прослеживает противоборство основных политических сил: армии, бюрократической буржуазии и компартии. Крах "направляемой демократии" усматривается в том, что этот режим, продемонстрировавший неспособность гражданской бюрократии решить проблемы, стоявшие перед страной, становился ненадежным и опасным для правой коалиции, желавшей спокойно наслаждаться приобретенными при помощи государства благами и ликвидировать возможность развития Индонезии по иному, некапиталистическому пути. Творец "направляемой демократии" Сукарно принадлежал к тому типу лидеров Востока, которые опирались на традиционное сознание, где магия слова реально приобретает вполне реальную силу. И он вступил в конфликт с выросшими рационалистическими и вестернизированными слоями общества: значительной частью интеллектуальной элиты, торгово-промышленных слоев и городского населения, а также и мусульманской верхушкой сельских местностей.

Интересна и характеристика режима "нового порядка" генерала Сухарто, пришедшего к власти в результате переворота 1965-го. Этот режим, будучи внешне отрицанием "направляемой демократии", в определенной мере явился ее логическим развитием как с точки зрения характера власти (сосредоточение ее в руках бюрократической буржуазии и армейской верхушки), так и с точки зрения идеологии и системы политических институтов.

В заключение Владимир Тюрин рассматривает события 1998-2001 гг., в результате которых ушел бессменный с 1967 года президент Сухарто и президентом стала дочь Сукарно, Мегавати Сукарнопутри.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
296
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
416
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
346
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
415

Другие новости