0
911

17.02.2005 00:00:00

В объятиях истинной веры

Тэги: Наука, богословие, сборник


Наука и богословие: Антропологическая перспектива. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004, 320 с. (Серия "Богословие и наука")

До этого сборника все без исключения книги в серии - а их успело выйти девять - были переводными, в подавляющем большинстве с английского, только одна с сербского и одна с итальянского.

О том, в какой стадии сейчас находится отечественное понимание проблемы взаимоотношений науки с богословием, религией и верой, сборник дает весьма красноречивое представление. Наша культура дозрела до публичного проговаривания этих вопросов на уровне не только идеологических восклицаний, которые в чистом виде - пройденный этап, но и попыток артикулировать это средствами не только философии, но и самой науки. Однако сегодня отношения науки с религией - все-таки еще в стадии активного ориентирования и поиска, включающей в себя, по необходимости, и интеллектуальное экспериментирование, и дерзкие предположения, и явную пристрастность, и вообще чрезвычайно трудную отделимость интеллектуально аргументированной позиции от такой слабоэксплицируемой вещи, как экзистенциальный выбор.

В сборник вошли статьи философов, физиков, историков, богословов. Всех их объединяет признание того, что наука не самодостаточна и ей необходимо искать укоренения в более глубоких мировоззренческих структурах. Таковыми безусловно признаются вера и религия. Последняя по сути отождествляется с христианством и, чуть более неявно, с православием.

Наука ищет новых идеологических опор. Их можно назвать мировоззренческими или онтологическими, но следует признать, что располагаются они за пределами самой науки. Авторы сборника уверены: такие опоры уже найдены, они, собственно, и не исчезали. Просто наука на некоторое, исторически не такое уж долгое, время от них оторвалась. Теперь стали очевидны последствия этого разрыва - разрушительные не только для науки, но для культуры в целом. Соответственно, пора искать способы вновь поставить науку на ее основание, вернуть к естественному единству и согласию с религией, нарушенному несколько столетий назад - по недопониманию общекультурного порядка.

И вот теперь авторы сборника своими междисциплинарными усилиями начинают работу по восстановлению согласия и цельности. Представители науки заявляют о своем мировоззренческом выборе, который пытаются обосновать средствами и языком своих дисциплин (в этом смысле характерна статья Юрия Кулакова с программным названием: "Наука и религия: Почему я христианин?"). Представители православия - о готовности принять заблудшую науку под свое руководство. Философы, привилегией которых мировоззренческое укоренение науки было прежде, - о готовности и способности это новое единение обосновать и, если нужно, послужить в нем посредниками.

Книгу открывает предисловие редактора сборника, философа Владимира Поруса. Представленный в нем взгляд тем любопытнее, что это, во-первых, взгляд с позиции не научной и не богословской, а культурологической. Во-вторых, возможные ответы на наивный вопрос "есть ли Бог?" автора, похоже, не занимают. Предлагая науке и религии договориться, он исходит из представлений не о том, какое отношение и та и другая имеют к так называемой объективной истине, но о том, как, по его мнению, устроена культура в целом. В равной мере относя и науку, и религию, и философию к ключевым смыслодобывающим деятельностям, он полагает, что их согласие - важное условие благополучия культуры и ее защищенности: устойчивости, крепости и продуктивности ее "несущих конструкций". И предлагает науке, религии и философии сойтись на признании "идеи дополнительности" в соотношении "картин мира" каждой из них.

"Перспективы диалога", как это назвал редактор сборника, безусловно, есть. Есть и смысл в диалоге этих двух культурных областей, взаимоотношения которых в Европе вообще и в России в особенности слишком долго и грубо сводились к противостоянию. В этом особенно усердствовала наука, не без оснований подозревавшая о том, что она может быть самодостаточной. То, что инициативу диалога взяли в свои руки не богословы и философы, а ученые, показательно для современного самочувствия и науки, и культуры в целом: и у той, и у другой оно чрезвычайно проблематично. И вот тут-то начинает смущать, по сути дела, сравнительная легкость предлагаемых авторами решений.

Увлеченные отстаиванием своих позиций, участники сборника практически не проговаривают проблематичности предлагаемого срастания научного и религиозного дискурсов в одно целое. Между тем здесь есть о чем говорить. Да, наука новоевропейского образца очень обязана христианству и своим происхождением, и многими из своих ценностных установок. Но стоит вспомнить и о том, что спор намечался уже в зародыше, и мирное, и гармоничное (если предположить, что такое было) существование науки в лоне религии, к которому-де предлагается вернуться на новом уровне - лишь очень частный и, трудно сказать, насколько показательный эпизод их сложных взаимоотношений. На гордыню науки и на заведомую неполноту ее знания этого явно не спишешь.

К существенным чертам той самой новоевропейской науки, которая и по сей день - и в этом сборнике тоже - заявляет о своей универсальности, принадлежит решительная и принципиальная независимость от культурных, конфессиональных и вообще каких бы то ни было оснований, кроме укоренения в самой Истине и в опыте. Но ведь христианское понимание мира - далеко не универсальная позиция. Если нам была представлена необходимость глубокого обоснования науки религией в христианском и православном ее варианте и вписанности их в общий, безоговорочно благотворный, даже спасительный для человека как такового культурный проект - то что можно сказать о науке, которая изберет себе фундаментом, скажем, буддизм, иудаизм или синтоизм? Будет ли она приходить к тем же результатам? И если вдруг нет, то что с этим делать? И как может мыслиться диалог наук со столь разными онтологическими основаниями?

Настоящий разговор на такие темы начнется лишь тогда, когда, во-первых, на него сойдутся представители разных конфессий. Во-вторых, и это главное, когда в нем будут представлены противоположные точки зрения на возможный характер взаимоотношений науки с верой, религией и богословием, включая сугубо атеистические, а сторонники их диалога, срастания и единства смогут отстоять свои позиции в полемике с умными и образованными атеистами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1608
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4066
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости