0
1781

31.03.2005 00:00:00

Бегство как брань с антихристом

Тэги: альманах, волшебная гора


Волшебная гора. # IX. - М.: Волшебная гора, 2004, 344 с.

После долгого перерыва на стыке тысячелетий - более чем трехлетнего - альманах "Волшебная гора" как будто обрел второе дыхание и вновь выходит регулярно. В 2002 году вышел VIII номер, в конце 2004 года - IX, а в скором времени ожидается и выход X номера. Я давно слежу за этим нетривиальным изданием. Девятый его выпуск ознаменован двумя существенными переменами: учреждено издательство "Волшебная гора", которое планирует новую книжную серию; изменена формула журнала, ранее на титульном листе значилось "Философия. Эзотеризм. Культурология", теперь - "Традиция. Религия. Культура".

Несомненно, за этим изменением формулы стоит определенное уточнение ориентиров. Эзотеризм перестает быть таковым ориентиром, философия отступает на вторичное место, поскольку она и так хорошо вписывается в формулу "Традиция. Религия. Культура". Вообще, на мой вкус, от новой формулы дохнуло чем-то советским, привычным, академическим. Может быть, это признак зрелости: редакция альманаха переходит к более спокойным, более строгим приемам┘

Как и ранее, чтение альманаха способно подарить несколько увлекательнейших вечеров философу, религиоведу, культурологу. В то же время журнал может предстать и как набор трудных головоломок для не-гуманитария, студента или "просто любителя".

Выпуск "ВГ" проиллюстрирован графическими работами Максимилиана Преснякова и Уильяма Блейка. Названия главных разделов журнала говорят сами за себя: это "Гнозис", "Традиционные исследования", "Сакральная география и геополитика", "Религиозная философия". Практически в каждом отделе помещены несколько рецензий очень высокого качества, что делает альманах изобильным в смысле информации, дающим читателю ориентиры на рынке интеллектуальной гуманитарной литературы.

На первый план выпуска выдвинута публикация материалов о радикальных раскольнических сектах - два текста Евфимия, основателя согласия "бегунов-странников", комментарии к этим текстам староообрядца-федосеевца Андрея Щеглова (который входит в редсовет "Волшебной горы"). В учении "старца Евфимия" бегство определяется как брань с антихристом. При этом утверждается, что со времен Раскола XVII в. "над миром полностью царствует дух антихриста". Патриарх Никон выступает как "духовный антихрист", Петр I - как "чувственный". В своих комментариях Щеглов приводит ужасающие факты преследования старообрядцев в XVII в., однако он забывает уточнить, что в России тогда шла фактически гражданская война - и пропаганда против "никониан" была равносильна пропаганде против царской власти, едва ли не призыву к возобновлению разинского бунта. Любопытно, кстати, что многие старообрядцы и в эпоху революций 1905-1917 гг. также поддерживали радикалов против сил порядка.

Большой интерес представляет в журнале блок материалов, связанных с именем Анри Корбена, французского философа, авторитетнейшего исследователя традиционной культуры. В его труде, посвященном "световому человеку", "небесному антропосу", читатель может увидеть глубинную духовную связь между эзотерическими традициями Древнего Ирана, исламского суфизма, европейских мистических школ. Корбен одновременно дает четкое представление о недостатках как чисто экзотерического религиозного пути, так и одностороннего эзотеризма. Экзотерика описывается им как каталог догм, делающий "невозможным раскрытие непредвиденных значений". В свою очередь, "любой эзотеризм, не поддерживающий морально-обрядовые стороны религии, является распутством". Может быть, именно по этой причине редакция "ВГ" решила отказаться от термина "эзотеризм" в своей формуле?

В альманахе ощущается большая целостность выпуска, чем это было раньше. Порою удается навести мосты от одного текста к другому даже в тех случаях, когда авторы берут совершенно разные темы и решают их в совершенно непохожих жанрах. Одной из сквозных нитей стало соотношение индивидуальной духовности и социальных (коллективных) ее форм - это сопоставление так или иначе просматривается в большинстве публикаций. Наиболее удачно его обозначил Алексей Болдырев в своем эссе "Запрещенная социология": "Изучение общества есть в известной мере изучение самого себя". Правда, в заключении Болдырев несколько противоречит данной мысли, противопоставляя личность "безличному коллективу", подобно сказочной людоедской птице питающемуся частями человеческого тела. Мария Мамыко в эссе "Креативная пустота" проницательно замечает: "Безусловно, духовное всегда приоритетно перед культурным, но в той лишь степени, насколько оно может позволить себе пробудить не только личность в частности, но и союз личностей в целом".

В утонченной статье Кристофера Бамфорда, посвященной Корбену, рисуется непривычный образ философа-богослова, "ведущего свой поиск всюду, куда Дух ведет его". Бамфорд противопоставляет традиционной для православия троичной антропологии духа, души и тела картезианскую дуалистичность (тело - душа), корни которой усматривает еще в византийской культуре. Упущение "третьего" структурного элемента космоса привело к мистической девальвации западного христианства и всей европейской культуры, в которой исчезла связь между внутренним восприятием феноменов и "встречами одного существа с другим". По существу, возникли совершенно разные виды мистицизма: обусловленный "внутренним образом" человеческого духа и "визионерство" в духе Сведенборга и оккультистов.

Странным образом "имагинация" ("творение образов") Бамфорда соотносится с коллективным "воображением", "миссией" и "энтелехией" у Виталия Аверьянова в его работе "Столкновение миссий", хотя, опять же, в первом случае речь идет об индивидуальной духовности, а во втором - об архетипе цивилизаций. Здесь можно вновь отметить эту удивительную внутреннюю связь и целостность "волшебногорской" проблематики. Аверьянов прямо постулирует, что для социальных наук все более актуальным становится новое "очеловечивание" природы, поиск в истории и в цивилизациях "антропоморфных сущностей". Осознание цивилизациями своих миссий связано с тем, что "земля как целое стремится избегнуть гомогенности, обмануть энтропийную тягу к монополизации мира". Эти мысли перекликаются с замечательными этюдами Гранта Тер-Абрамяна, в которых дается глубокая философская проработка идей "границы" и "пограничья" и отождествляются понятия "империя" и "цивилизация". Тер-Абрамян осмысливает историю как судьбы культурных, религиозных и государственных границ, полностью устранить которые человечество решится только во времена господства антихриста. Впрочем, есть и такие границы, на которые не сможет покуситься даже антихрист: "Царствие", к которому стремится христианская империя, лежит "за пределами этого эона".

Несомненный интерес вызовет у читателя раздел "Контринициация", в котором опубликованы материал Али Тургиева о "семи башнях Сатаны", статьи Жана Робэна о генезисе идеи контринициации и Юрия Темникова - с критикой новых взглядов Александра Дугина на природу посвященных Бога и посвященных дьявола. Тургиев рассматривает сам факт обнародования информации о "башнях Сатаны" как знамение последних времен - ведь до сих пор последователи падших ангелов не решались на прямое вторжение в информационное пространство, предпочитая действовать скрытно и выражаться обиняками.

Из других материалов выпуска отмечу статью Марка Седгвика "Традиционализм в Иране", посвященную деятельности известного исламского традиционалиста Сейида Хусейна Насра, очерк о путешествии Марко Поло в царство пресвитера Иоанна, принадлежащий Филиппу Паруа, исследование Сергея Дунаева о сакральной географии Турана и саркастическую эпитафию Жаку Деррида, написанную Константином Крыловым. В заключение редакция дала небольшую подборку стихов и прозы, а также выступления троих авторов журнала на презентации предыдущего номера. "Таких неангажированных духовных центров, за которыми не стоят те или иные корпоративные интересы, очень мало" (Гейдар Джемаль).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1500
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4142

Другие новости