0
1559

07.09.2006 00:00:00

Текст в большом городе

Тэги: обсуждаем секс в большом городе, акасс, маккейб


Обсуждаем «Секс в большом городе»/ Под ред. Ким Акасс и Джанет МакКейб. – М.: Ad Marginem, 2006, 316 с.

Способов поведения интеллектуала в современном мире массмедиа всего два: плюнуть на все это безобразие (вариант – «схватить автомат и убивать всех подряд», Егор Летов) и попытаться найти точки пересечения своего мира с общим миром, нащупать смысловые узлы в местах пересечения моих интересов и интересов мира. Мир масс-медиа, правда, таких точек предоставляет все меньше. Сериал «Секс в большом городе» (1998–2002) стал в этом смысле важным подспорьем для английских и американских интеллектуалов – большое количество статей о сериале вначале появилось в СМИ (Times, the Guardian; глянцевые Salon и Nation), потом подключились профессора нью-йоркских и бостонских университетов, лондонских fashion-колледжей, потом все это оформилось в сборник «Обсуждаем «Секс в большом городе».

Темы затрагиваются типичные для структуралистского анализа: «одинокая девушка и социокультурные контексты», «секс и гражданственность», естественно, «оргазм и власть», и без третьей волны феминизма тоже не обошлось, но интересует нас не это. Интересен сам феномен появления интеллектуальной дискуссии вокруг явления поп-культуры.

Университетские черви в каком-нибудь штате Иллинойс ничем не отличаются от университетских червей где-нибудь в Новосибирске: и те, и другие и там, и здесь читают много, а получают мало и с каждым днем пугливо отмечают, что мир в их услугах нуждается все меньше. Однако наши черви в отличие от американских забывают о том, что задача интеллектуала – и даже святая обязанность – шевелиться, барахтаться при любых обстоятельствах, превращая молоко жизни в сметану осмысленного бытия. Вот западные интеллектуалы и барахтаются – именно поэтому мы ссылаемся на них, а не наоборот.

При известном усилии продукт поп-культуры может и у нас стать толчком для рождения новых смыслов. Так, в прошлом году Александр Дугин попытался осмыслить российскую поп-музыку (Поп-культура и знаки времени. – СПб.: Амфора, 2005). Название глав говорит само за себя: «Зилинаглазаэ такси», «Мармеладъный», «Непрерывный холизм Тани Булановой». Дугин попытался навесить попсе побольше интерпретаций – типа вы думаете, что попса бывает хорошая и плохая, а я думаю, что чем хуже попса, тем она лучше, и чем она лучше, тем она хуже (нужно мыслить не бинарными оппозициями, а четырехгранным кадансом). Однако читать это все невозможно, за исключением статей о Шише Брянском или Псое Короленко – все прочее напоминает старинную театральную приговорку «о чем говорить, когда нечего говорить?». Все-таки кое-что зависит и от самого предмета разговора.

В этом смысле интеллектуальная ценность обсуждаемого сериала «Секс в большом городе» тоже вызывает двоякое ощущение: то ли это грандиозная афера – как писал Бурдье, «попытка увеличения символического капитала» гламурного образа жизни – путем помещения его в поле интеллектуального дискурса. То ли действительно сериал получился особенным, выбивающимся из общего ряда телепродукции: сочинение, оказавшееся заряженным смыслами в гораздо большей степени, чем этого даже хотели его создатели (о популярности сериала на Западе и у нас написано много, не будем повторяться).

К этому и сводится общий пафос сборника: сериал вскрыл главные культурные проблемы современного общества – способы существования одинокой успешной женщины, смена гендерных ролей в большом городе, ситуация постфеминизма (девочки, родившиеся после 1968 года, пишет Астрид Генри, профессор из штата Индиана, не знакомы с ситуацией «до свободы»: это как раз и усложняет им жизнь – они не знают, ради чего затевалась борьба).

Авторы сборника сходятся на мысли, что секрет успеха «Секса в большом городе» в том, что наряду с явными героями – четырьмя успешными женщинами – в сериале присутствует еще как минимум один, скрытый: это и придает сериалу интригу и энергию. В качестве скрытого героя предлагаются: сам Нью-Йорк, одежда и обувь известных марок, геи (версия Дэвида Гревена из Бостона: все мужчины в сериале играют роль бутафории, а сами героини ведут себя именно как геи – с частыми сменами партнеров, принципиально внебраковой ситуацией и т.д)

Как мне видится, главный, скрытый герой сериала – все же ум. Любое действие (включая секс) освящается и поверяется размышлением героинь – и это совершенно новое качество для сериала в принципе. Культурологи это заметили первыми и создали прецедент, присвоив таким образом продукт поп-культуры. Теперь «Секс в большом городе» – единица и их успеха, потому что отныне они имеют право сказать: «Без нас вы бы в этом сериале ничего не поняли».

Крайне забавен и еще один аспект сборника. Дело в том, что способность покупать (пишут Стелла Бруцци и Памела Ч. Гибсон) – это власть. И самостоятельность – это власть. И даже хорошее настроение – это власть. То есть женщины нового типа, которых и представляет сериал, совершая множество покупок (в каждой серии) – действие, которое, казалось бы, характеризует их как рабынь общества потребления, – таким образом проявляют свои властные претензии. Этот простой и обескураживающий парадокс – покупая, мы делаемся господами или рабами? – пожалуй, наиболее сильный в книге. Судя по количеству покупок, совершаемых женщинами по всему миру, речь уже не о волне феминизма, а о тотальном наступлении по всем фронтам, с танками и артиллерией. Скоро они и нас покупать начнут. Всего вам доброго.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
334
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1357
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2021
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1400

Другие новости