0
3102

28.09.2006 00:00:00

Гончаров как зеркало русской русофобии

Тэги: обломов, гончаров


Мое школьное образование пришлось на поздние советские времена, когда русская литературная классика XIX века преподавалась как «наше все», и список текстов для обязательного изучения формировался таким образом, чтобы... наверное, чтобы ничего не торчало.

У Пушкина не торчали «клеветники России», у Гоголя – второй том «Мертвых душ», у Достоевского – всяческие «физиологии» и неоднозначные «дневники». И Толстой был прозрачным, как стекло, а вовсе не мятущимся богоискателем.

Все эти неуместные детали, впрочем, не были особенно заметны на фоне и без того вполне объемистого списка. Писатели же, что называется, второго ряда были представлены в курсе литературы либо сказочками (такова была судьба Лескова и Салтыкова-Щедрина), либо были отправлены во «внеклассное» чтение. Так я «пропустил» и Сухово-Кобылина, и Соллогуба. И «Обломова» Гончарова. То есть я с интересом посмотрел фильм Михалкова, но самим текстом манкировал. А жаль.

Жаль, потому что такой прозрачной и сильной прозы не доводилось мне читать среди русской классики, за исключением, пожалуй, «Повестей Белкина», с которыми у «Обломова» явное сродство. Жаль еще и потому, что проза эта, как говаривали в XIX веке, «тенденциозная». Гончарова читать – это вам не полями с трясогузками вместе с Тургеневым восхищаться. После «Обломова» рука сама тянется к «Что делать?».

Галерея монстров

Открывает роман физиологически-физиогномическая галерея монстров, посещающих с трудом пробуждающегося Илью Ильича Обломова. Причем автор иронизирует над собой: один из городских монстров, наведывающихся к Обломову, – литератор Пенкин, навяливающий главному герою, судя по всему, свой собственный текст, реалистически живописающий череду «типов»: «Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны┘ Верность-то, верность какая! До смеха похоже. Точно живые портреты. Как кого возьмут, купца ли, чиновника, офицера, будочника, – точно живьем отпечатают».

И вот кого из этих «живых портретов» русских людей не возьмешь┘ Ладно бы «до смеха похоже», так ведь еще и на редкость отвратителен. В этом отношении Гончаров еще наивен. По проторенной им дороге пойдет «живописатель» Достоевский, которому путем упражнения собственной психики и глубоких изысканий в душе русского человека удалось представить отвратительных чудовищ заслуживающими снисхождения и жалости душевными калеками. Гончаров, повторюсь, прост: Тарантьев омерзителен, Пенкин и Волков смешны в своей нелепости, Судьбинский жалок, Алексеев┘ Каждый встречный – или придурок, или мошенник.

При этом мошенник Тарантьев очень внятно формулирует, чем плоха всяческая нерусь, особенно немцы, в сравнении с русским человеком: «Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый┘ теперь вон еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все это делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то на-ко, поди!.. Выскочка-немец!.. Учится? Кто из добрых людей учится?»

В пандан к этой картине Захар объясняет немецкую чистоплотность немецкою же жадностью: «А где немцы сору возьмут┘ Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму┘ У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, да с пивом и выпьют!»

Складывается примечательная картина, на которой и автор (создаваемыми им персонажами), и сами персонажи (вкладываемыми в их уста репликами) рисуют русского человека самыми выразительными красками.

Положительный герой

Русский человек ≈ неуч, ксенофоб, увалень, пройдоха, а если не пройдоха, то олух, барин, а если не барин, то раб. На этаком-то фоне тем более отчетливо проступают положительные персонажи романа: немцы и женщины. В противуположность русским невежам, недотыкомкам и обманщикам главный положительный герой романа немец (ну, ок, наполовину только) Штольц – едва ли не идеал для подражания юношества. Он умен, знает, что хочет, бодр, активен, верен дружбе, не обманет, позаботится.

Таковы же и женщины в романе: служанка Анисья, возлюбленная Ольга, хозяйка Агафья, – вживе, в реальности воплощающие сказочный идеал Милитрисы Кирбитьевне, о котором так мечтают русские мужчины: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».

А сам Обломов? Он дружит с немцем Штольцем, он по меньшей мере способен оценить достоинства женщин, более того, вот чудо – они готовы его любить. Он окружен заботами тех, кто не обманет, не предаст, придет на помощь. Он довольно образован и относительно начитан. Ему не только нельзя отказать в такте, но надо отдать должное его проницательности и тонкости душевной организации, лучшее свидетельство которых – эпизод с великодушным отказом от любви, прямо в духе Курта Левина («я знаю, что ты чувствуешь, что я чувствую┘»). Он порядочен – в противоположность пройдохам, и умен – в противоположность дуракам.

Обломов в отличие от прочих русских персонажей романа Гончарову явно симпатичен, во всяком случае автор жалеет Илью Ильича. И при этом именно он – воплощение обломовщины. Той самой, которая противна Штольцу, ломает сердечную связь Ильи Ильича с Ольгой, доводит и самого Обломова до апоплексического удара и ранней смерти.

Так что такое обломовщина?

«Экое ядовитое слово и какое знакомое», – бормочет Захар. Гончаров не дает прямого объяснения ему, напротив, «обломовщина» и есть объяснение поведению главного героя и приговор ему. Даже появляется это словцо обычно в конце глав (и в конце романа), подводя итог и ставя риторическую точку. Первый раз его произносит – во время разговора «о смысле жизни» с Обломовым – Штольц, пытаясь как-то назвать тот идеал жизни, который рисует перед ним Илья Ильич, идеал «полноты удовлетворенных желаний, раздумья наслаждения», «покойно устроенного дома с добрыми соседями», неги, поэзии, благоденствия и неизменности.

«Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов», – замечает Штольц на эту картину. «Нет, не то», – отзывается Обломов, «почти обидевшись». Ну, конечно, не то: без гуся с лапшой, но с нотами, книгами и роялью. И прибавляет: «Ни одного бледного, страдальческого лица, никакой заботы, ни одного вопроса о сенате, о бирже, об акциях, о докладах, о приеме у министра, о чинах, о прибавке столовых денег. А все разговоры по душе!» Ну да, именно что – по душе! Про духовность┘ И вот этот-то идеал Штольц и припечатывает «обломовщиной», имея в виду не столько главного героя романа, сколько образ жизни в Обломовке, с «жирными русскими ласками» которой Штольц был хорошо знаком по детским годам.

Гончаров, совсем как психоаналитик, с самого начала романа укладывает своего главного пациента на кушетку: всякое движение героя в романе – не более чем перерыв между пребыванием на кровати: Обломов лежит, такова уж форма его жизнедеятельности. На кушетке он предается мечтам, пуская свою мысль в свободный поток воображения и ассоциаций, тем самым давая и нам, безучастным соглядатаям терапевтической сессии, возможность проникнуть в бессознательное Ильи Ильича. На кушетке он же, ему снятся сны и главный – «Сон Обломова» (эта IX глава первой части – имеет свое название). Рисуя картины этого сна, который, в сущности, и не сон вовсе, а воспоминания Ильи Ильича о своем детстве, Гончаров не только восстанавливает психологическую историю Обломова, но и описывает то, что, как выясняется в разговоре Ильи Ильича со Штольцем, составляет его веру, его идеал, его представления о рае и смысле жизни. Идеал Обломова ≈ его обломовское детство, только с нотами, книгами и роялью.

Обломов и впрямь инфантилен. Если греческий рабовладелец, избавленный от труда, сублимировал свою активность в упражнении нуса, доходя до эллиптических сечений и метафизических категорий, то барин Обломов (именно такова его социальная сущность, определяет которую даже не Добролюбов, а ближайшее Илье Ильичу человеческое существо – его слуга Захар) не способен позаботиться ни о себе, ни о своих рабах, ни о своей собственности.

Его наивная непосредственность, так подкупающая читателя и вызывающая немедленное желание сделать его предметом своей заботы со стороны женщин, – как раз отсюда. Илья Ильич живет и мыслит как ребенок: его память стирает день предыдущий, и он открывает каждое утро мир заново. От «детскости» Обломова и его способность удивляться и восхищаться. Илья Ильич не философ, не стоит путать его рефлексию с феноменологическими упражнениями.

Нельзя, однако, сказать, что Обломов счастлив, ибо не может быть счастливо дитя в отсутствие родительской заботы. Ребенку требуется родитель, чтобы ежедневно поддерживать его жизнь. Илья Ильич же один в этом мире, от того и реакция его на окружающее – забиться под одеяло, эмигрировать в сон, забраться на окраину. Или с радостью отдаться под опеку какой-нибудь Матери – Милитрисе Кирбитьевне. Или дождаться Отца – Штольца, который приедет, все решит, наставит на путь истинный и поведет по нему. А если не поведет, то Илья Ильич опять уляжется в кровать, книжка останется с неразрезанными страницами, пыль покроет письменный стол, а сладостные мечтания о безмятежной, беззаботной (и безответственной жизни) увлекут Илью Ильича в светлое завтра (оно же вчера).

Именно этому идеалу жизни – безмятежному и бессмысленному – Гончаров устами Штольца и ставит диагноз «обломовщина», с которым в конце концов соглашается и сам Илья Ильич, в ходе дальнейшего повествования объясняя свои поступки (и проступки) так поименованным неврозом. Но дело, однако, не только в идеализации прошлого и фетишизации традиции. Просто Обломову достаточно вымысла.

Он удовлетворен фантазией, воображаемым. Ему достаточно того, в сущности, что все конфликты устранены мыслимым «планом устройства» Обломовки. Даже Манилов ближе к реальности – он хотя бы уже живет в Маниловке. Обломов же живет в своих мечтах, фантазиях, замыслах, планах. Он сам создает себе реальность воображаемого. Воображаемое для него ≈ та точка, где, вопреки всем очевидностям психики, наступает удовлетворение желания.

«В каком же углу лежат и замыслы твои «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников┘ работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов»... Помнишь, ты хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой? «Вся жизнь есть мысль и труд, – твердил ты тогда, – труд хоть безвестный, темный, но непрерывный, и умереть с сознанием, что сделал свое дело». А? В каком углу лежит это у тебя?» – допытывается у Обломова Штольц.

Забросив все эти шумные порывы и глупую суету, Обломов выбирает тихую скуку и мечты. Он бежит любых конфликтов и столкновений, решений и определенности, однако не путем отказа от желаний, но посредством отказа от их реализации. Он удовлетворен уже самим желанием, мечтанием, стремлением. В самом деле, если желание осуществится, то что же дальше?

Другое желание? Опять конфликты, решения и суета? И потому Илья Ильич выбирает покой и лень. И, завершает Гончаров историю жизни своего героя, «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни» Обломова.

Конфликт между желанием и его удовлетворением, представлением и замещением которого занята культура как орган производства человека, никогда не может быть снят до конца. Культура откладывает разрешение этого конфликта, тем самым возобновляя его и давая шанс проявиться воле к жизни, той самой, которой так не хватает Илье Ильичу. Или, точнее, он от нее отказался, о чем и напоминает Обломову Штольц. Но слишком поздно – инфантильный отказ от жизни в пользу мечтаний, хоть и отсрочивает смерть, но ведет прямо к ней. Просто Обломов умер раньше своей смерти.

Из всех русских чудовищ Гончарова Обломов – самый симпатичный. Такой понятный, такой близкий и практически родной. Какой русский не любит немного быстрой езды и вдосталь мягкой кровати с Милитрисой Кирбитьевной? Какой русский не носит хотя бы каплю Обломова в своей душе?

Может, не прав был Антон Павлович? Может, стоит по капле выдавливать из себя Обломова?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1572
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1771
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1882
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4247

Другие новости