0
1070

23.11.2006 00:00:00

Чудеса в решете романа

Тэги: сорокин, пелевин


Когда-то у русских постмодернистов считалось дурным тоном писать помногу, с заметной регулярностью и сюжетной предсказуемостью – это был удел донцовых, превративших писательство в потный, ежедневный Труд. На этом фоне все написанное, например, Пелевиным или Сорокиным до середины 90-х трудно обобщать и классифицировать. Романы П. и С. того времени были все «с новой строки» – потому и казалось, что эти двое занимаются волхвованием, колдовством.

Но вот заставили рыночные условия писать помногу и постмодернистов (по книге в год – согласно договорам с издательствами), и сквозь пестрые общемировые одежки стало проглядывать кулацкое мурло приема. Интереснее стало говорить не об исключениях (их почти нет), а о закономерностях, повторах.

Вот, например: нельзя не заметить, что и у П., и у С. главным героем уже не первый роман подряд становится некая могущественная, почти или совсем нечеловеческая сила, которая рулит миром.

У Пелевина в последних трех романах роль этой силы исполняют: цифры, их игра («ДПНН»), оборотни в погонах («А Хули»), в новом романе «Empire V» – вампиры.

У Сорокина – братья и сестры света в трилогии «Лед», государевы вампиры в «Дне опричника».

Как тут не вспомнить о навязчивом успехе американского кинематографа, который еще лет двадцать назад приручил сверхсилу в качестве главного движителя повествования: любая нелепость сценария теперь оправданна – достаточно прибавить к «обычной жизни» летающие тарелки, внезапное обледенение или прыгающую по крышам дикую обезьяну.

Сверхсила также хороша для варки продолжений – сиквелов и приквелов: по мановению режиссерской палочки она способна то временно умирать, то вновь воскресать из тины морской.

Словом, это очень удобная вещь – сверхсила. Но она диктует писателю свои правила: ограничивает творческую свободу, лишает права на взбрык, шаг влево – шаг вправо.

Сверхсила лишает литературу риска, непредсказуемости, лишает права на Случайность.

Сверхсила превращает роман в детский конструктор, в котором оригинальность и новизна возможна, но до известного предела – она ограничена мыслью самого конструктора. Из 336 кубиков можно сложить башню, а можно – железную дорогу, но собрать из них электрическую лампочку ни в коем случае нельзя.

Нельзя предугадать героев и ситуации в очередном романе Пелевина, их имена и должности, но ход, принцип известен заранее: «На самом деле Россией и миром управляют зеленые мыши (кибернетические тараканы, желтые дожди, игровая приставка NKVD.RU): но в этой фантасмагории, как в зеркале, отразится вся пореформенная Россия». Написано это будет цинично и задорно, но забываются эти романы, как правило, через неделю.

Да, это вам даже не «Омон Ра». Книга, которая сделала меня другим человеком.

Есть два объяснения диктата сверхсилы в современной литературе. Техническое: даже успешный литератор сегодня должен писать много и часто – отчего на придумывание и объяснение всякий раз «нового мира» у него просто нет времени. Наличие же сверхсилы сразу же дает писателю ощущение перспективы, создает иллюзию надмирности, отстранения, приятного парения между былью и небылью.

Другое возможное объяснение – психологическое, свидетельство катастрофического сознания наших литераторов. Человечество оказалось бессильно решить собственные проблемы – а потому решение проблем перекладывается на высшую силу. Литература, описав круг, вновь обратилась к мифу в буквальном смысле, как к практическому пособию: сложные вопросы бытия опять разруливают только боги и герои, которые теперь живут на одном этаже с нами.

В результате опоры на сверхсилу писатель перестал стремиться к недостижимому результату, ставить перед собой собственную писательскую сверхзадачу. Над этим словом долго смеялись, помнится, в 90-е, – а зря. Кастанедовский дон Хуан предупреждал еще 30 лет назад: как только человек перестает ставить перед собой сверхзадачу, он теряет и способность решать простейшие. Такой вот парадокс.

Когда задача-минимум писателя – не разочаровать покупателя, а задача-максимум – не разочаровать читателя, чем бы ни оказался очередной роман, к литературе это будет иметь весьма малое отношение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
1473
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1484
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
2073
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1968

Другие новости