0
906

27.09.2007 00:00:00

Вот только любви не надо

Тэги: мамардашвили, философия


Вряд ли кому удалось остаться более неуслышанным и непонятым, чем так называемым великим мыслителям.

Судьба безвестных маргиналов-одиночек, всю жизнь трудящихся в своем глухом углу над конструкцией очередного вечного двигателя, в некотором смысле даже завиднее. Да, высоко вероятно, что никто их так никогда и не заметит – но зато никто и не припишет делу их жизни такие смыслы, которые им самим и в голову бы не пришли. Их интеллектуальное наследие аутентичнее.

То ли дело – те, кому рок судил стать достоянием массового интереса и внимания. А того хуже – массовой любви.

Люди воспринимают в тех, кого назначают великими, в основном то, что нужно им самим. «Великие» нужны затем, чтобы своим авторитетом подкреплять наши ожидания. Придавать нашим иллюзиям статус объективных форм бытия.

Самые любимые, самые зачитанные книги – на самом деле наши собственные, разбухшие от заметок записные книжки-палимпсесты. Одно стираем, другое поверх записываем┘ и хотя эти слои, конечно, друг сквозь друга просвечивают, менее всего там можно в результате разглядеть написанное самим автором.

Так, в Мерабе Мамардашвили – в одном из самых индивидуальных, «штучных» мыслителей нашего века – целое поколение слушателей, битком набивавших перед ним аудитории, не прочитало, по сути, ничего, кроме этической доминанты (которую каждый быстренько нагрузил удобными для себя значениями и до сих пор с ними живет). Да, в этом действительно нуждались. Да, он действительно многим очень помог – уже самим своим присутствием в отечественной культуре. Но не в результате ли этой всеобщей взволнованной, искренней любви он так и остался без серьезных философских последствий?

Вся надежда – на то, что пройдет время, и за осмысление того же Мамардашвили возьмется человек, родившийся много позже эпохи, в которую его герой был нужен и актуален.

Но вот беда: чем ярче материал – тем сильнее соблазн для нового читателя приписать ему новые значения – важные опять же для него самого.

Думал ли, право, Игнатий Лойола, что главное дело его жизни – изобретение языка, подчиняющего себе человека? Приходило ли в голову маркизу нашему де Саду, что заботит его не наслаждение и разврат, а выстраивание порядка, согласно которому выполняются все связанные с ними действия? Сам социалист Фурье, пожалуй, хмыкнул бы в недоумении, сообщи мы ему, что суть его усилий – не что иное, как классификация реальности. А вот один постструктуралист именно это в них и обнаружил – это, видите ли, соответствовало сути и задачам его собственной интеллектуальной работы.

Что касается Лойолы, Фурье и Сада, то так им, по большому счету, и надо. И потом: ими хотя бы занимаются, исследуют, анализируют, пытаются понять, чего они «на самом деле» добивались (что ценой сдирания живого мяса с костей – это другое дело). Но за Мераба Константиновича обидно.

Пусть читают, пусть толкуют, пусть стараются понять – пусть даже превратно. Вот только любви, ради Бога, не надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1148
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
670
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1266
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
957

Другие новости