0
1077

04.10.2007 00:00:00

Путин как национальный проект

Тэги: путин, ашкеров, политика


Андрей Ашкеров. Путиниада. Политические хроники новейшего времени. – М.: Культура, 2007. – 96 с. (Серия «Левиафан»).

Книжка – как Эстония: маленькая, бело-сине-черная, независимая даже на ощупь. Содержание соответствует форме: маленькие статьи-ампулы на одну инъекцию, черно-белая риторическая техника подкрашенного синевой холодного скепсиса, демонстративное неприсоединение ко всем сущим и возможным политическим позициям. Ашкеров не то чтобы выступает против кого-то, а просто «живет у себя» и к себе читателя не приглашает: «мой дискурс – моя крепость». Разве что в окошко посмотреть, и то без вольностей. Что лишь подтверждает репутацию автора. В затянувшемся бурой тиной прудике нашего экспертного сообщества Ашкеров – ерш: для щук несъедобен, но и сам плотву не ест, брезгует, разве что царапнет колючим пером какого-нибудь зажиревшего леща. Некоторые лещи из академической среды до сих пор обиженно хлюпают жаброй.

«Путиниада», даже судя по названию, – «критическая» книжка. Но это странная критика, не очень привычная «критическая установка» предполагают резкость – от слова «резать», но резать можно по-разному. Рассуждения Ашкерова – этакие длинные продольные рассечения материала, ни в коем случае не поперек волоконец и не задевая сосудиков. Автор не любит крови, но не из гуманизма: она мешает вивисекции, не видно, что там поблескивает в ране. В результате ему удается проникнуть глубже, чем иным публицистам, увлеченно орудующим разделочными ножами и пьянеющим от потоков крови.

Впрочем, тут уместен еще один дисклеймер: мы имеем дело с философией. От того, что называется политической журналистикой, философский текст отличается не только качественно, но и количественно – концентрацией рабочего вещества. Непривычному читателю может показаться, что ему предлагают сгрызть сухой бульонный кубик. Кое-какие ашкеровские фразы и афоризмы при добавлении риторической воды разбухли бы до размеров статей. Иногда жаль, что они так и засохнут: некоторые мысли заслуживают разведения.

Впрочем, это касается не только высказываний, но и их денотатов. Включая главный, заявленный на обложке. Книжка – «про Путина», но что такое ашкеровский «Путин»? Выпаренный концентрат «путинщины», каковую автор считает первичной по отношению к «Путину-как-человеку». То же касается и прочих имен собственных, помянутых в книге.

Здесь можно понять истинного носителя этого «духа» как большую социальную машину: «систему», «порядки» – или как «социальный слой», «антропологический тип». Тогда выходит, что перед нами очередная социальная или национальная критика. Ашкеров дает к тому поводы: раз называет Путина «именем Системы», вдругорядь «перекошенный лик ЕБНа» именует зеркалом, в котором-де отражается воистину омерзительная харя «хомо постсоветикуса»... Дальнейший ход мысли не представлял бы интереса для сколько-нибудь искушенного читателя – что, мало у нас любителей проклясть «наши порядки»? Но в том-то и штука: для автора книги «системы» и «социальные типы» тоже являются не первичной реальностью, а производными от своих логик, от типов активности.

Путин понимается автором «Путиниады» как эпифеномен вертикали власти. Опять-таки «вертикаль» как проект и как логика действий в каком-то смысле первична: ашкеровский Путин – голова, насаженная на кол «вертикали». Причем вопрос о том, отросла ли вертикаль от головы или наоборот, в этой логике не более осмыслен, нежели вопрос о курице и яйце. Тут важна логика, задействованная в «Путине» как в национальном проекте (а Путин и является нашим первым и главным «нацпроектом»).

Поиск альтернативы катастрофе (как орудию управления) сейчас является основным, хотя и скрытым, содержанием как российской политической мысли, так и политического действия. Путин стал возможным именно как одна из таких альтернатив: знаменитая стабильность обозначает именно это, «вертикаль власти» является орудием стабильности, понимаемой как «удержание на краю», откидывание, остановка движения назад. Автор книги, кстати, сочувствует самому этому намерению «остановить гибельный путь» – потому его «Путин» отнюдь не является демонической фигурой, как в текстах радикальных оппозиционеров. Просто Ашкеров хорошо понимает: в нынешней ситуации, чтобы действительно остановиться, нужно бежать изо всех сил? Потому-то он и противопоставляет политике катастрофы не «благостное спокойствие», но то, что называет инставрацией, – стратегию, противостоящую как управлению катастрофой посредством катастрофы, так и выцыганиванию у судьбы-злодейки очередной отсрочки, то есть всякому охранительству и реставраторству.

Инставрация – переоткрытие прошлого, уже не как «проблемного региона» и статьи расходов по маскировке черных дыр (а отношение к прошлому у нынешней России именно такое), но как источника исторических энергий. И переосмысление будущего, опять-таки не как области нарастающей задолженности и надвигающейся катастрофы, отсрочкой каковой оправдывает свое постылое существование «власть», все время перезанимающая у истории под растущий процент, – но как области перспективных вложений (прежде всего ума и воли). Наконец, возвращение ценности настоящему – через возвращение в него настоящих ценностей. Например, такой, как национальная идентичность. Возвращение русскости – если называть вещи своими именами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
635
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
922
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
730
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
890

Другие новости