0
8136

17.12.2015 00:01:00

Я хочу быть как Цой

Олег Сакмаров

Об авторе: Олег Адольфович Сакмаров – музыкант, композитор, журналист.

Тэги: поэзия, музыка, рок, рокмузыка, илья кормильцев, вячеслав бутусов, борис гребенщиков, виктор цой, nautilus pompilius, аквариум, юпитер, лондон, хайку


поэзия, музыка, рок, рок-музыка, илья кормильцев, вячеслав бутусов, борис гребенщиков, виктор цой, «nautilus pompilius», «аквариум», «ю-питер», лондон, хайку Экс-«Наутилус Помпилиус» Илья Кормильцев + экс-«Аквариум» Олег Сакмаров = группа «Чужие». 1997. Фото Юрия Гаврилова

Представьте себе 1987 год. Свердловск. Я – командированный Ленинградской консерваторией на фестиваль Свердловского рок-клуба – после выступления группы «Наутилус Помпилиус» попадаю на afterparty в привокзальном ресторане. Кабацкая группа играет песню «Ален Делон». Слово берет забавный человек вовсе не рок-н-ролльной внешности. Он, как мне мерещится, забирается на стул и поет: «Я хочу быть как Цой… И я буду как Цой!»

Так впервые мы встретились с поэтом Ильей Кормильцевым, который со своеобразным юмором перефразировал собственные строки «Я хочу быть с тобой». А реально наша дружба началась с 1990 года, когда я окончательно расстался с музыковедческой карьерой и стал играть в «Наутилусе» питерского разлива. Тогда я четко понял, что стихи Ильи – не просто хиты из «Разлуки» и перестроечные гимны, а нечто большее. Я увидел в них осмысление основ бытия и диалог живого разума со смертью – и поэтому всячески продвигал в группе его тексты неочевидной хитовости – типа «Монгольской степи». Илья это оценил, и постепенно мы подружились. Во время гастролей «Аквариума» и «Нау» в Москве я старался останавливаться не в гостиницах, а у Ильи на съемных квартирах, восхищался его универсальным жизнелюбием и образованностью: он то уезжал на Памир с итальянскими спелеологами, то учил за две недели японский перед гастролями в Стране восходящего солнца, куда его в итоге не взяли. 

Когда в 1997 году синхронно распались «Аквариум» и «Наутилус» (первый временно, а второй навсегда), мы с Кормильцевым оказались свободными от родных коллективов и создали группу «Чужие», куда немногим позже присоединилась актриса, певица и композитор Алеся Маньковская, ставшая женой Ильи. Я впервые надолго поселился в Москве. Много лет спустя журналист Александр Кушнир, изредка заходивший к нам в гости и описавший нашу жизнь, назвал «Чужих» «электронным постмодернистским авангардом, на десятилетие опередившим свое время».

Восьмимесячное бытие с Ильей было окутано тогда маревом андерграундных легенд. Чего стоит только история о том, как Вячеслав Бутусов и Борис Гребенщиков поехали к нам «на утку» на Нахимовской проспект, а за полчаса до их появления в квартире на десятом этаже случился пожар – загорелась электроплита. Мы чуть не погибли, но утку дожарили у соседей. Обстановка была уникальная: в копоти и дыму трое моих замечательных друзей говорили о чем-то главном, а я переживал свой неслучившийся побег в окно от огня. Слава тогда впервые поставил будущий свой хит «Берег», а на словах «Нас всегда было двое, а теперь только я» со значением смотрел на Илью. Кормильцев же в кухонных хлопотах, которые он обожал, не оценил всего пафоса момента.

К разряду сюрреалистического юмора можно отнести и историю о том, что наша с Ильей песня Comedown попала в саундтрек боевика Жан-Клода Ван Дама «В аду». Представьте себе: я случайно по телевизору вижу фильм, слышу свой голос, мрачно поющий текст Ильи. В восторге звоню Кормильцеву и кричу: «Мы в Голливуде! Скоро получим кучу денег!» Кормильцев философски отзывается на другом конце провода: «Мы скорее монтировкой по затылку получим!..» Это было уже после моего окончательного ухода из «Аквариума» и «Ю-Питера», перед следующими музыкальными моими работами – «КарТуш», театр «Ленком». Я тогда во второй раз переехал в Москву, где обрел жену и музу – Киру. Она сделала из меня поэта, взвалила на себя хлопоты по продвижению группы «Сакмаров бэнд», по созданию ее альбомов. Мы с Кирой очень уважали и любили Илью. Я горжусь тем, что в последние его дни в Москве, когда Алеся уже ждала Илью в Лондоне, мы приехали к нему и уже больного возили к врачам. Позже он нам позвонил из аэропорта и попрощался.

Кормильцев как философ и поэт был абсолютным нонконформистом и перфекционистом. Те мои песни на его стихи, которые имели хотя бы намек на хитовость, он сразу отвергал, да и большинство своих текстов выбраковывал, но сохранял.

Мне всегда хотелось заглянуть в его архив. К несчастью, коробки с его рукописями погибли осенью 2006 года, залитые водой на даче у московских знакомых Ильи. В феврале 2007-го поэт умер... А дальше произошло чудо! Недавно Алеся Маньковская на своем хард-диске обнаружила никогда не публиковавшиеся тексты поэта! Возникла идея представить вновь найденные и другие малоизвестные произведения Ильи Кормильцева публике.

Идея нашего с Алесей реюниона принадлежала поэтессе Алле Башенко, живущей в Лондоне. Будучи подругой Алеси Маньковской, она в 2014 году организовала приезд Алеси в Москву. Маньковская впервые выступила на фестивале памяти Кормильцева «Иллюминатор». Там Алла услышала и мою программу с посвященной Кормильцеву песней «Джим». В итоге у нас постепенно созрела идея магического воссоединения «Чужих». Стали появляться новые песни и оживать практически неизвестные. Я собрал группу, и мы два месяца репетировали в Москве, используя присланные Алесей из Лондона записи ее голоса и сочиняя музыку. В некотором смысле мы реализовали мечту Ильи о живой концертной группе, которую не удалось создать в 1998-м.

«Чужие» 2015 года отличаются от первых «Чужих» тем, что исполняются не только песни на стихи Ильи – звучит и его проза! Читают и поют актеры Игорь Коняхин и Антон Бельский. Экзистенциальная глубина рассказов Кормильцева подчеркивается трансперсональной актерской интерпретацией и дополняется психоделической музыкой. Композиции «Вогульские духи» и «Слушая шум» становятся драматургическим стержнем новой программы.

19 декабря в клубе «Дача на Покровке» восставшая группа «Чужие» впервые предстанет перед публикой, что называется, вживую. Концерт дополнит музыкально-поэтическая композиция Алеси Маньковской на стихи Аллы Башенко. А читателям «НГ-EL» мы предлагаем подборку неизвестных текстов Ильи Кормильцева. Ее завершает последнее стихотворение поэта, написанное им в больнице...

P.S. Уже во время подготовки публикации Алеся Маньковская обнаружила еще один раритет – рукописный листок, где стих изложен в японской технике хайку. В ней используется принцип синтаксической неопределенности, текст располагается вертикально, а иероглифы допустимо читать в любом направлении, и от этого меняется смысл написанного. Илья Кормильцев сделал то же самое на русском.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
560
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
488
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
589
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
420

Другие новости