Не так уж и элементарно, Ватсон! Кадр из сериала «Шерлок». 2010
По признанию авторов книги, «этот проект – прежде всего осмысление наших собственных впечатлений от любимых сериалов, нашего опыта обсуждений этих сюжетов как в фан-сообществах, так и в личном общении... Мы любим и ценим наших собратьев по тем фандомам, в которые мы так или иначе забредали; они во многом наши вдохновители и соавторы. Наша рефлексия, наши методы, будь то психоанализ, культурология или литературоведение, инструменты, которые помогают нам осмыслить коллективный опыт поклонников, заключающий в себе и наши личные переживания».
|
Анастасия Архипова, Екатерина
Неклюдова. Эпоха сериалов.
Как шедевры малого экрана
изменили наш мир.– М.:
РИПОЛ классик, 2020. – 474 с.
(Кино_Театр).
|
Краеугольным камнем исследования стала шерлокиана, о чем свидетельствуют даже названия вступления («Пишущие человечки: вместо предисловия») и трех частей книги («Его прощальный ситком», «Пестрая френдлента», «Этюд в психоаналитических тонах»). «Шерлок» – самый, пожалуй, культовый сериал 2010-х, а его главного персонажа можно считать новым героем нашего времени. И хотя Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча принят не всеми (как выразилась одна окололитературная дама, «какой-то он дерганый, суетливый, фу») и далек от уже классического «советского» Холмса, не менее блестяще сыгранного Василием Ливановым, у него мгновенно появилась целая армия поклонников (в их числе и кое-кто из сотрудников «НГ-EL») – точнее, фанатов. Такое «идолопоклонство» и стало предметом авторского интереса – здесь не так уж всё «элементарно, Ватсон»: «…изучение зрительской культуры («респонса») стало для нас настоящим открытием, показавшим, насколько обширна и интересна фанатская культура, развернувшаяся вокруг шерлокианских сериалов. Нам повезло – мы наблюдали за тем, как разрасталась эта огромная виртуальная община; мы были одновременно и наблюдателями, и участниками, и это дало нам возможность видеть не только внешние проявления «фанатства», но и ощущать глубинную душевную связь с этим явлением. А значит, понимать, как оно работает изнутри. Мы попытались приоткрыть перед нашими читателями двери в эту вселенную и показать, как новый тип героя дразнил и соблазнял зрителя своими шокирующими и неотразимыми личными качествами и как постепенно менялось наше отношение к сериалу нового типа. И как мы, зрители, все больше и больше ощущали потребность в сотворчестве, участии в создании любимых героев и что из этого получилось».
Хотя Анастасия Архипова и Екатерина Неклюдова не ограничиваются «Шерлоком»: в центре внимания такие сериалы, как «Доктор Хаус», «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Карточный домик» и многие другие, позволяющие понять причины «ошеломляющей, сейсмической» зрительской влюбленности.
комментарии(0)