Наталья Петрова, Надежда Рычкова. Страшный, таинственный, разный Новый год. От Чукотки до Карелии. Старинные легенды, магические обряды, праздничные обычаи народов России.– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 256 с. (Страшно интересно). |
У некоторых народов (например, в Сибири) долгое время вообще не существовало понятий «год» и «месяц», а деление на временные отрезки диктовала сама природа. У селькупов, скажем, был период «когда сушат рыбу», у якутов – «подкармливания жеребят». Если взять современный календарь, то переход от одного года к другому наполнен особыми смыслами. «Независимо от того, на какой период выпадало празднование Нового года, смысл этого времени – переходного от одного этапа к другому – довольно универсальный. Похожие обряды и символические действия появляются у разных народов. Во-первых, переходное время считается опасным: по традиционным представлениям, в этот период нарушаются границы между человеческим и нечеловеческим мирами. Это значит, что распространены представления о возможных контактах с духами или предками и бытуют защитные магические практики (например, использование оберегов либо запреты на какие-то действия). Во-вторых, считается, что для прихода нового (обычно хорошего и благополучного) нужно избавиться от старого (плохого), а значит, популярны практики сжигания, выбрасывания, уничтожения». Поэтому у разных народов – даже таких географически далеких друг от друга, как якуты и осетины, – существует схожий новогодний обряд очищения огнем, когда в костер отправляются старые вещи. Якуты «бросают старую кочергу в огонь – чтобы старый год на ней уехал». Хотя якутский Ысыах приходится на день летнего солнцестояния, когда пробуждается природа.
Так что отмечать Новый год можно в разное время и по-разному. Как бы то ни было, это особый праздник, и хочется, чтобы он был таинственным, но не страшным. Страхов и так хватает.
комментарии(0)