0
1385
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.09.2000 00:00:00

Фрейд и валюта

Тэги: Ерофеев


-В названии сборника заключена претензия на определение новой эпохи. Что за время наступает и чем оно отличается от прошедших времен? Давайте попробуем сформулировать без метафор.

- Если без метафор, мы переходим к новому типу культуры. Это не менее радикальный переход, чем от классицизма к романтизму. 1970-1980-е годы были временем жестких разборок: социальных, профессиональных, метафизических┘ Сейчас же наступило более мягкое время. Время заботиться о мире, в котором мы находимся, о себе, своем здоровье и своих ценностях. Внимание с внешней вселенной переключилось на внутреннюю. Новое поколение представляет собой целый ряд маленьких монтеней, которые пытаются понять, кто же они такие.

- В уходящем типе культуры что-то было не так?

- У нас царила не культура, а скорее контркультура, агрессивная и непродуктивная. Всех, кто что-то делает, она считала идиотами. А тех, кто ничего не делает, критикует и издевается, - героями. Но постмодернизм кончился не потому, что наступил 2000 год, так же как русский авангард 20-х умер не потому, что его запретил Сталин, а потому что времена изменились. Вещи, наконец, стали обретать свою цену, мир теперь желает быть настоящим и не хочет оставаться в словах. У нас очень литературная страна, она повернута на слове. Главная наша валюта - русский язык, в объеме от высокого штиля до мата. Но надо помнить, что жизнь словами не исчерпать.

- А какие корни у авторов "Время рожать"? Может быть, это уже вовсе и не русская литература?

- Русская, так как она печется о личной метафизике, о душе. Наша литература вообще метафизична, а плохая ее часть идеологична. Во "Времени рожать" идеологией не пахнет, и, как я пишу в предисловии, "под внутренними органами молодые подразумевают печень и почки".

- Какая же тут метафизика? Это, скорее, анатомия┘

- Может, и анатомия, зато здоровая, без психоанализа. И если Ницше говорил, что Бог умер, то, наконец, можно сказать, что умер дедушка Фрейд. Сексуальные муки, так свойственные двадцатому веку, заканчиваются, мы вступаем в постсексуальное время. Если раньше было: ресторан, дискотека, секс - то теперь: секс, дискотека, ресторан. Из фирменного блюда секс превратился в прелюдию. Когда говорят слово "наслаждение", это уже не так непосредственно связано с сексом. Нас ждут новые танцы и моды, соответствующие этой ментальности. А секс из доминирующего фактора, который определял наши сны и желания, станет просто одной из многих потребностей организма.

- А не вымрем мы без привычных сексуальных мучений?

- Я думаю, что место секса займет поиск неведомого бога. Когда на расстоянии часового перелета начинается другая епархия, это выглядит очень странно. Земля стала маленькой, мы живем в глобальной деревне, и должен соответственно возникнуть глобальный Бог. Вернее, его культ. В текстах этого сборника никто не ходит в церковь молиться. С Богом идет разговор начистоту, без посредников.

Гуманизм тоже умер и похоронен рядом с Фрейдом. Я поинтересовался, оказалось, что все эти авторы читали мою антологию "Русские цветы зла". То есть цепочка не прерывалась.

- Они, наверное, считают вас мэтром?

- Не думаю. По энергетике эти люди мне гораздо ближе, чем мои сверстники по литературе. Я отбирал тексты, не будучи знаком с их авторами. А потом они собрались у меня дома на вечеринку, и мне показалось, что контакт был полным. Любопытно, кстати, что половина участников - женщины. Тоже своего рода тенденция.

- И о чем она говорит?

- О том, что девушки начали высказываться о самосознании не менее удачно, чем молодые люди. Это свидетельствует в пользу моих концепций еще времен "Русской красавицы": женский ум засран меньше, чем мужской. Женщина больше укреплена в настоящем, это накладывается на разудалый московский гедонизм и дает ощущение нового жизненного пространства. Могу особо выделить Маргариту Шарапову, Зину Китайцеву ("Смерть Микки-Мауса"), хорошо известную Анастасию Гостеву и Яну Вишневскую (рассказ о смертях в московском метро). У многих присутствует тема однополой любви, но не так, как было принято в восьмидесятые, а без претензии на шок и сексуальные страдания.

Один из участников - Ярослав Могутин, 26-летний герой гей-кругов. Вот он, как ни странно, чувствует необходимость доказывать свое право на существование, и это выглядит несколько старомодно. Есть еще такой Ефим Свекличный с рассказом "Железный занавес секса". Его герой - "motherfucker", если понимать это слово буквально. Но никакой трагедии типа "Эдипа" не происходит. Его мораль: пусть лучше льется сперма, чем кровь.

- Странная мораль. А как вы оцениваете чисто литературные качества текстов?

- Я бы отметил мягкую зигзагообразность стиля. Текст все время меняет траекторию, но плавно, без резкой ломки. Сленг обрабатывается до такой степени, что легко входит в литературу. Язык гораздо более энергичен, чем вялый советский или выжигающий все живое язык постмодерна. Такой новый русский язык. Не "новорусский", а именно новый русский.

Еще одна идея молодых авторов: жизни не надо бояться. В советское время жизнь была очень регламентирована. Шаг влево, шаг вправо - и, казалось, куда-то провалишься. Последние лет пятнадцать нас пугало состояние неопределенности. А сейчас человек знает, что не страшно менять свою жизнь: стать бизнесменом, переквалифицироваться в таксиста, обратиться в буддизм и снова стать бизнесменом. Сакральные страхи уже не работают. Для нового поколения слова "Советский Союз" значат не больше, чем "Тутанхамон" или "гвельфы и гибеллины".

- Я знаю, что сборник "Время рожать" уже вышел в Германии под названием "Приготовление к оргии". Так называется рассказ Пепперштейна, известного романом "Мифогенная любовь каст". Возникает вопрос: зачем немцам новая русская проза?

- Ответ простой: эта проза им интересна. Так благожелательно, как в Германии воспринимают нашу культуру, ее не воспринимают нигде. Я могу назвать четыре страны, открытые для иностранной литературы: Германия, Голландия, Венгрия и Польша. Две из западного и две из восточного блока. Открытость Германии, я думаю, - это реакция на 12 лет гитлеризма. Они поняли, что единственный противовес национализму - открытое общество.

- Но тиражи там, наверное, мизерные?

- Они никогда не сообщают тираж. Во-первых, это коммерческая тайна, во-вторых, идут допечатки. Но издатели говорят, что довольны. Больше того, с двумя из моих авторов идут переговоры об отдельных изданиях.

- А как реагируют на ваших авторов критики?

- Наши критики очень небрежно относятся к своим профессиональным обязанностям. Они освещают литературный процесс, исходя из партийных и личных пристрастий. До объективности здесь далеко. Авторы "Времени рожать" свободны от литературных обойм и групп и далеки от традиционных в этом мире разборок. В литературе наступает рыночное равнодушие. Это шокирует, но равнодушие - состояние западного мира в течение очень долгого времени, и, кажется, все в порядке.

Кончилось то, что назвали "русской интеллигенцией". Это была секта людей, верящих в то, что они могут дать народу счастье. Но и народ развалился, и понятие счастья изменилось. Теперь каждый сам себе интеллигенция в поиске своего народного счастья. Толстые журналы обслуживают старую интеллигенцию. Это их плюс, но на этом их плюсы заканчиваются. Понятно, что произведение высокого уровня может появиться в любом издании, независимо от позиции, тиража, репутации и прочих условностей.

- С критиками понятно, а читатель готов к появлению новой прозы?

- Все в один голос утверждают, что массовый читатель тупой и покупает только детективы либо сильно нашумевшие книги. Но мне всегда казалось, что на спрос можно влиять с помощью предложения. Завалите прилавки высококачественной литературой - и мода, а за ней и спрос изменятся в лучшую сторону. Массовая публика почти всегда не на уровне настоящего текста, но я убежден, что поднять ее на этот уровень можно. А вот массовая литература заведомо находится ниже читательского уровня. Так что читатель всегда или перегоняет, или не догоняет автора, но не бежит с ним вместе.

- Помолодела ли наша проза с прошлого века?

- В девятнадцатом веке прозаики начинали рано. А в советские времена в литературе, как и в политике, царили геронтократы. Считалось, что надо прожить жизнь, прежде чем о ней рассуждать. Среднего советского человека трудно было назвать молодым. А сейчас увеличилась скорость жизни, и стало важно именно первое впечатление, опыт человека без опыта. Но литература, естественно, не ограничивается молодыми авторами, как представление о женщине не исчерпывается посещением стриптиз-клуба.

Беседовал Ян Шенкман


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1798
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1599
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1806
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1515

Другие новости