0
1403
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.04.2001 00:00:00

Треск в темноте

Тэги: Бахман, воистину, стихи


Ингеборг Бахман. Воистину: Стихи. Составление, вступительная статья и комментарии Е.Соколовой. - М.: Издательство Независимая Газета, 2000, 176 с.

ДВУЯЗЫЧНЫЙ сборник стихотворений австрийской писательницы и поэтессы Ингеборг Бахман убеждает в том, что именно лирическое начало всегда было центральной составляющей ее художественного метода. Ведь эта составляющая довольно последовательно находит отражение и в ее прозе.

Роман "Малина", два года назад переведенный на русский язык (см. рецензию в нашей газете от 29 октября 1998 года), настолько лиричен по форме и языку, что это позволило писательнице назвать его своей "мнимой духовной биографией". Исповедальность романа, фрагментарность повествования, свойственная поэтической речи, вкрапление в текст нотных отрывков, сценически оформленных диалогов - все это на новом уровне продолжало поэтическую линию произведений Бахман 50-х - начала 60-х годов (стихотворения этого периода и роман "Малина" (1971) разделяют 10 лет творческого молчания, обусловленного личными причинами).

Отрочество Бахман пришлось на годы фашизма и Второй мировой войны, а молодость - на послевоенное время, и это определило тональность и тематику ее стихов, в которых отразилась неприкаянность "потерянного поколения", что делает их созвучными "сумеречности" Тракля, Бенна и других немецких экспрессионистов. Резкий, "колючий" экспрессионистический колорит встречается во многих зарисовках сборника: "┘Я шагала по городу/ где ютились сотни тысяч сердец/ Словно мокриц, топча их ногами/ или залихватски подбрасывая их к низкому/ кожаному небу, с которого нелепо свисали/ трубки мира. Холодно. Зябко".

Заметно связано творчество Бахман со всей германо-австрийской традицией, особенно с наследием Рильке, Гофмансталя, Йозефа Рота, с произведениями которых у нее можно обнаружить ряд тематических и образных перекличек. Стиль поэта также оказывается близок художественной рефлексии Музиля. Белля, Ремарка, имеющей, как правило, историческую масштабность. Здесь и чувство национальной вины за злодеяния фашизма, и размышление над национальным достоинством, и попытка сориентироваться в настоящем.

Но центральными для сборника "Воистину" оказываются темы Судьбы, Времени, Любви, Языка. Последняя обращает на себя внимание еще и потому, что Бахман, философ по образованию, прошла через серьезное увлечение идеями Хайдеггера и Витгенштейна. Отсюда ее противоречивое отношение к самому понятию слова, подчас недоверие к способности человеческого языка выразить истину:

Должна ли я сталкивать
и скрещивать фразы,
Ломая синтаксис, - ради
зряшнего фейерверка?..
Слова, дракону в вас
Пусть станет клеткой рот.

Однако в слове же подчас она видит и спасение, и путь к внутреннему обновлению:

Слова мои, ясней,
Свободней, чище станьте┘

Поэт стремится достичь глубин смысла, не скованного привычными значениями слов и ассоциациями, на определенном этапе творчества пытается даже найти некий идеальный язык, свободный от штампов, "очищенный" от наслоений и излишеств. Эта мысль становится центральной в программном стихотворении "Никаких изысков". Отсюда же возникает и противопоставление слова и молчания - что роднит Бахман с немецкими романтиками, французскими "проклятыми поэтами", в русской традиции - с Тютчевым, поэтами Серебряного века. Именно молчание позволяет человеку непосредственно прикоснуться к первоосновам Бытия, к обретению истины, правды - еще одного очень важного понятия в системе ценностей Бахман:

┘тем, кто умеет себе помогать
словами, -
Ничем не поможешь┘
Этой фразы никто не напишет,
Кто не терял дара речи.

Хрупкий мир, возникающий в стихах сборника, мир, где все ставится героиней под сомнение, подобен эпитафии. Но в нем тем не менее заключен мощный импульс к достижению иной реальности, стремление прорвать внутреннюю блокаду и обрести свободу.

Мотив бегства из враждебного мира, поиск благодатного, райского края, преподносимый поэтессой в экспрессионистическом ключе, часто тесно связан с мыслями о Времени. Время для Бахман - категория враждебная. Оно оказывается для человека путами и в конечном итоге становится его убийцей (стихотворение "Поток").

Еще одна важная тема сборника - любовь - предстает здесь стихией, в которой можно обрести свободу, пусть ненадолго, но вырваться из тисков Времени. Она всегда на грани, всегда в отчаянной попытке обрести бессмертие; каждый поцелуй - как последний, каждая встреча - с привкусом неминуемой разлуки.

┘пока смутный час не сломал
хребет
пространству, губы твои -
в моих,
укусами боль обучает их:
живо то слово, что завоюет
вновь
мир, проиграет его и породит
любовь.

Постоянный и мучительный поиск себя, правды, подлинной любви сопутствовал писательнице на всем ее пути. Жизнь и творчество Ингеборг Бахман может служить очередным примером тому, как внутренняя биография человека - крушение идеалов и обретение новых, потрясения и переоценка ценностей - способна аккумулировать вокруг себя жизненные обстоятельства, события, встречи и расставания.

К расставанию привел многолетний роман, связывающий Бахман со швейцарским писателем и драматургом Максом Фришем, трагичной оказалась и ее дальнейшая судьба. Писательница погибла во время пожара в своей римской квартире, будто подтвердив высказанное в одном из своих стихотворений странное пророчество:

┘если я горю в ночи,
треск в темноте раздается,
я из себя самой высекаю.

Метафора оказалась слишком буквальной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1245
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1183
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1427
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1170

Другие новости