0
1235
Газета Проза, периодика Интернет-версия

04.10.2001 00:00:00

Свобода, которую мы потеряли

Тэги: сборник, пьеса


Потерянные пьесы. Академические тетради, альманах: Издание Независимой академии эстетики и свободных искусств. Выпуск 8. - М.: Международное агентство "А.D.&T", 2001, 360 с.

Идея сборника проста и изящна: под одной обложкой оказались пьесы пяти авторов, в разной степени и по разным причинам выпавшие из культурного опыта русских. Известность имен (Беккет, Пазолини, Фриш, Камю, Уайльд) добавляет интриги: что же такое мы потеряли? Оказалось - многое. И не только потому, что как минимум две пьесы ("Когда закончилась война" Фриша и "Вера, или Нигилисты" Уайльда) имеют непосредственное отношение к нашей стране. Изменился контекст, пустоту не восполнишь, время ушло. Однако запоздалая и одновременная публикация дала возможность увидеть внутреннюю близость произведений, написанных в разное время и на разных языках.

Беккет назвал фарс об уходе парижанина из дома греческим словом "Элефтерия" (свобода). Кажется, это ключевое понятие для всех пяти пьес. Все они - о разных измерениях человеческой свободы, и во всех слышны отголоски греческой трагедии. Мир враждебен, борьба с ним бессмысленна, но неизбежна. Быта почти нет, среда условна, герои одержимы и обречены. Иногда вступает хор. Понятно, что специфика сценического жанра открывает большие возможности для игры разного рода символов, ведь, как говорит Тень Сократа в пьесе Пазолини, "В театре слово имеет двойную славу,/ нигде его так не прославляют, как здесь". Миф об Эдипе или даже, скорее, об эдиповом комплексе (у Пазолини), война как форма отчуждения (у Фриша), личная и политическая свобода ( у Уайльда) - различные развороты темы.

"Свобода" подразумевает и немодную в эпоху размытых критериев ясность той литературы, которая не боится пафоса, сильных чувств, высоких слов. Большой литературы, которая не стесняется быть гуманной.

Статьи-комментарии, предшествующие каждой пьесе, задают широкий спектр трактовок: от традиционной академической (Ю.Борев) до предельно субъективной (А.Михайлова-Раскина), - в этом еще одно достоинство сборника.

Составители последовательны в своей культуртрегерской роли: для оформления обложки они использовали работы "потерянного" художника Е.П. Левиной-Розенгольц.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1161
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
687
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1284
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
970

Другие новости