0
1849
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.03.2002 00:00:00

А что Шекспир?

Тэги: Эмис, деньги, записка, самоубийца


Мартин Эмис. Деньги: записка самоубийцы. Роман / Пер. с англ. А.Гузмана. - М.: Махаон, 2002, 544 с.

А ЧТО Шекспир? Полуграмотный актеришка, был бы кинорежиссером, ну, или сценаристом, не из лучших, а скорее всего снимал бы рекламу. Пил бы не просыхая. А что Мартин Эмис? Второстепенный персонаж собственной книги, второстепенный персонаж собственной жизни, сын своего отца, писателя сэра Кингсли Эмиса. Взаимоотношения у отца с сыном - а какие варианты? - были мучительными. Взаимоотношения Мартина с литературой - без вариантов - были и остаются порнографическими. Свое собрание сочинений он назвал "Улиссдонкихотлолита". Понтярщик.

"Деньги" написаны почти двадцать лет назад. Эмису тогда было тридцать пять, мир вокруг сочился бухлом и порнографией, и с каждой бумажки смотрели, похотливо улыбаясь, мертвые президенты и живые королевы. Сегодня президенты и королевы смотрят разочарованно, а Шекспир в свои 53 года уже несколько месяцев как лежал в могиле. Если, конечно, вообще когда-либо существовал.

У романа есть подзаголовок, на обложке почему-то не поместившийся, - "Деньги: записка самоубийцы". Года полтора назад в том же издательстве уже выходил роман Эмиса о самоубийстве, "Ночной поезд". В "Деньгах" герой на протяжение пятисот страниц рассказывает, что привело его к смерти. Нет, не так: к мысли о смерти. Нет, не так: к необходимости самоубийства. Нет, все-таки, пожалуй, к смерти. Кто их знает, эти записки.

Кинорежиссер-алкоголик, известный рекламщик, но неудачник во всех остальных начинаниях, Джон Сам больше всего на свете любит деньги. Он глушит виски, рассуждает о порнографии и собирается ставить фильм "Плохие деньги". Мотается между Англией и Америкой, Сохо и СоХо, глушит виски, трахает женщин, никогда ничего не читает; не понимает, почему пиарщики не могут облагородить портрет Шекспира. "Уильям Шекспир всегда приносил мне грандиозное облегчение. После гнетущего визита к зеркалу или недоброго слова от подружки┘ я говорю себе: "Какой все-таки Шекспир был урод". Эффект просто чудодейственный". Случайный знакомый, писатель Мартин Эмис, - очевидный дебил; но ему можно заплатить, чтобы он переработал никуда не годный сценарий фильма. Виски. Женщины. Больной зуб. Порнография. Партнеры. Деньги. Виски. Анонимный телефонный доброжелатель, который на вопрос: "Что ты ко мне пристал? Что тебе нужно?" - отвечает: "Твоя жизнь". Разве это жизнь. "Я в аду, почему-то это ад, но почему?"

Деньги - основа жизни и смерти. Каждая банкнота, считает герой, - это записка самоубийцы. Вы только эхо от шелеста этих бумажек. А потом бумажки заканчиваются, и вы заканчиваетесь вместе с ними.

По роману бродят двойники, переодеваются то в женское платье, то в мятые шорты. "Кто ты?" - спрашивает герой у своего анонимного мучителя. "Помнишь в Трентоне, в школе на Бадд-стрит, бледного очкарика во дворе? Ты его до слез доводил. Это был я. Помнишь, в семьдесят восьмом году в Нью-Йорке ты устраивал пробы в Уолден-центре? Заставил одну рыжую девицу раздеться, а потом не взял, и хохотал еще. Это был я. Вчера ты переступил через бомжа на Пятой авеню, глянул на него, ругнулся и хотел пнуть. Это был я. Это тоже был я". По ком там звонит колокол, я не слышу? Джон Сам. Его зовут Джон Сам, Self, спасибо переводчику А.Гузману за то, что мы имеем возможность оценить игру слов.

Страницы сочатся цитатами - то тебе Кафка, то Элиот, то, мать его, Шекспир, - и все это произносится похмельным, нездоровым голосом героя, пошляка и дебила, запутавшегося в своих и чужих двойниках, двойной бухгалтерии, утекающих деньгах, уходящей жизни. Шекспир бродит по роману, прислушиваясь к философствованиям героя. "Гамлета" и "Отелло" нам пересказывают понятными, простыми словами, Сам ошивается у папочки в баре "Шекспир", его подружка отоваривается в "Меркуцио". Старлетки на кинопробах, прежде чем раздеться, говорят: "Да, я очень хочу сыграть в "Комедии ушибов". Герои пьют коктейль "Дездемона крим". Розенкранц и Гильденстерн мертвы, мертвы.

Актеры устраивают истерики, зуб продолжает болеть, подружка начинает требовать от Сама денег, потом она оказывается беременной - не от него, потом мир рушится окончательно.

Жесткая, быстрая, криминальночтивная проза. Что-то подобное - пишут критики, - что-то подобное получится, если маркиз де Сад придет в гости к Вудхаузу. Ну да. Конечно. И если Улисса не посадят на электрический стул за убийство Клэра Куильти. И если Джойс пройдет курс психоанализа у Чарльза Буковски. И если Набоков в составе своей группы "Ленинград" выйдет на сцену и, задумчиво глядя поверх очков, спросит у публики: "Где ваши руки? Бейте в ладоши, суки".

Помнишь, один хитрожопый козел завертел нехреновую комбинацию - с носовым платком, ревностью и всяким таким? Это был я. Помнишь, одна баба любила своего мужа и была верна ему? Это был я. Помнишь, один писатель играл с тобой в шахматы, загнал тебя в угол, а потом забрал твою предсмертную записку, читатель мой благосклонный?

Это всего лишь "Отелло", подумал Джон Сам, которому срочно надо было отлить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1501
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1708
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1814
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4146

Другие новости