0
1315
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.11.2002 00:00:00

Верните мне Бога

Тэги: Хеллер, бог


Джозеф Хеллер. Видит Бог: Роман / Пер. с англ. С.Ильиcна. - М.: Иностранка, Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002, 575 с. (Иллюминатор.)

"Что за хреновина?" - восклицает престарелый царь Давид, узнав, что один из сыновей его, Адония, провозгласил себя царем и закатил по этому поводу вечеринку. Он очень недоволен подобным хамством и велит немедленно помазать на царство другого своего отпрыска - "тупого сукина сына" Соломона.
Таким предстает перед нами национальный еврейский герой, легендарный Давид га-Мелех, в романе Джозефа Хеллера "Видит Бог".

Автор бросает вызов суровому слогу Ветхого Завета и пытается оживить его героев нехитрыми методами. Великий царь превращается в злобного старикана, его мудрый сын оказывается недалеким скопидомом, пророк становится занудой... Текст напичкан крепкими словами, сознательными анахронизмами, иногда промелькнет фраза на Святом языке - правда, с ошибками. Давид матерится на идиш, сетует на фригидность пожилой Вирсавии, а прелести своей молодой наложницы Ависаги описывает слогом Бивиса и Батхеда. Впрочем, даже ее "на редкость объемистая, симпатичная задница" не может разжечь в старике былую силу.

Только и остается бедняге, что вспоминать. Вспоминать и гордиться: "Чего у меня только нет - самоубийство, цареубийство, отцеубийство, просто убийство, братоубийство, детоубийство, адюльтер, инцест, казнь через повешенье, а уж отрубленных голов..." Вот такая насыщенная получилась жизнь. Чисто американский юмор.

Вряд ли Джозеф Хеллер стал бы писать большой исторический роман, чтобы создать еще один образ "плохого парня". И в самом деле, без большой философии никак не обойтись. Кроме матерщины, похоти и убийств, в романе есть другой важный мотив: ссора Давида с Богом. "Мы много с Ним разговаривали и пребывали в совершенном согласии, пока я не обидел Его в первый раз; потом Он обидел меня, а потом мы взаимно друг друга обидели". Царь поссорился со Всевышним и уже сорок лет ждет извинений. При этом он замечает: "Нутром чую, что как человек я лучше Его". Но годы, проведенные в конфликте, дают о себе знать. "Я ненавижу Бога и ненавижу жизнь", - вот к чему приходит Давид, вспоминая свои подвиги. Он ждет, что Бог признает свою неправоту, но Царь царей, как и прежде, безмолвствует. Чисто еврейская история.

Способна ли еще кого-то растрогать сказка о грубом и неласковом негодяе, который на самом деле очень страдает и в глубине души большой философ? Вряд ли. "Плохой парень" Давид обладает одним по-настоящему плохим качеством: он, как и его автор, совершенно необаятелен.

Вспоминается мне вредный Печкин со своим велосипедом. Тоже противный был мужик, но очень уж симпатичный.

Итак, очередная попытка человека побороться с Богом не увенчалась успехом. Проиграл Джозеф Хеллер: его якобы живой и оригинальный текст уступает Книгам Царств даже в интриге, не говоря уж о философии. Проиграл главный герой - поздно ночью он плачется в подушку: "Я хотел, чтобы мне вернули моего Бога, а мне, в который уж раз, прислали девицу".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1135
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1092
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1349
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1103

Другие новости