0
1769
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.05.2003 00:00:00

Дурацкий колпак потемкинского князя

Тэги: Потемкин, Изгой


Александр Потемкин. Изгой: Роман. - М.: ПоРог, 2003, 768 с.

Когда начинаешь читать семисотстраничный роман "Изгой", все время ловишь себя на мысли, что какой-то он дурацкий. Что-то в нем не то и не так...

Например, язык дурацкий. То суперлитературный, прямо XIX век, те же придыхания и причитания, душещипательные обороты. То, напротив, едкая сатира, без всяких прибамбасов и реверансов, только дым коромыслом. То вдруг - современный прейскурант торгового центра, так что слюнки текут, или сленг биржевого маклера, в котором ни черта не понятно, но в то же время все уже знакомо. И вот такой лексический коктейль, приправленный еще и чем-то не до конца русским, почти компьютерным, как если бы автор писал одновременно на двадцати языках, а потом переводил.

Или характеры персонажей - тоже дурацкие. Тронутый несколько умом князь Иверов, спятивший от своих миллиардов и не знающий уж, чего б еще пожелать, представлен более всего потоком сознания, в котором легко утонуть (много-много интеллекта и эрудиции), но который в принципе ему органичен. Однако почему все прочие - и новые русские, и афганцы, и проститутки, и дипломаты, и провокаторы, и леди, и пациенты психбольницы, и даже священник с дьяволом - почему, спрашивается, все они только и делают, что эманируют, подобно князю, бесконечным, суперинтеллектуальным и эрудированным потоком сознания? И в тех же дурацких словах и выражениях? Нельзя же подумать, что автор не знает других литературных приемов разработки образов... Может, эти персонажи представлены нам как зеркальное отражение виртуального восприятия главного героя? Обратите внимание: последняя фраза - уже настолько в духе мысленных монологов князя Иверова, что, похоже, рецензент и сам заразился этим дурацким стилем.

Идея-fix главного героя - вроде бы идиотическая: жить в щете, сведя реальные потребности до минимума, зато погрузиться в виртуальный мир с головой, перенеся туда все оттенки переживаний, включая сексуальные. Но в том-то и дело, что автор вдруг данный идиотизм рассматривает с необъяснимой любовью, как если бы он, автор, выразил не иверовские завихрения, а собственные заветные мечты. Десятки страниц посвящены описанию виртуального образа жизни, по этому поводу в сознании Иверова, а затем и наяву, в больничной палате среди сумасшедших, происходят страстные духовно-философские дискуссии вплоть до проблемы божественного присутствия в виртуальности и сатанинских искушений в реальности материальной. Тут тебе и Кант, и Ницше, тут и аллюзии с "Великим инквизитором" и "Мастером и Маргаритой". Хотя, понятно, что сама даже попытка всем этим нагрузить современный, тем более авантюрный по жанру роман, - конечно же, дурацкая.

Вот так читаешь, пробираешься сквозь навороты каких-то наивных и простоватых замыслов и воплощений "Изгоя" - и вдруг понимаешь, что дурацкость вроде бы уже и не раздражает, к ней привык, воспринимаешь ее как неизбежную данность. И уже нет подозрения, что перед тобой что-то графоманское - все цельно, оправданно, крепко стянуто, закольцовано, а персонажи распались на самостоятельные фигуры, выписанные, возможно, плоскостно, но отдельно и по-своему прикольно. Почему-то начинаешь вслед за автором думать: что же творится в этом мире? Зачем человеку это бессмысленное богатство шикерии (авторский неологизм, означающий шикарную жизнь), если за ней - лишь пустота пресыщения? Так ли уж замечательно, что народ российский "осчастливлен" даром грезить наяву (или, по Иверову, существовать виртуализированно), если это делает его терпимым к тирании и рабству? Что ждет нас в конце пути, где символом высшего успеха становится выигрыш в биржевых спекуляциях? Ненужные, в общем, мысли, ни к чему и не за чем...

Да, возможно, это прием - дурацкий колпак шута на авторе-хулигане, делающем умное лицо и допекающем умными рассуждениями. Недаром его имечко - Александр Потемкин, с такой фамилией блезирить сам Бог велел. А может, автор ни в чем таком не отдает себе отчет: пишет и пишет, как умеет. А мы в его дурацкой книге узнаем вдруг почему-то наши дурацкие времена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1347
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1288
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1520
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1252

Другие новости