0
1400
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.01.2004 00:00:00

"Вверх тормашками падать в ничто"


НОВЫЙ МИР

Олег Ермаков. Возвращение в Кандагар. Повесть

Герои повести когда-то воевали вместе в Афганистане. Один живет в Средней Азии, другой - в России. Когда начались погромы русских, первый поехал ко второму. Вот и весь сюжет. Автор не живописует ужасы и не пытается философски разобраться в произошедшем. Все произошедшее - случайно. Человек не может ничего понять, он может только вспомнить. Еще иногда ему хочется вернуться, но возвращаться некуда. "Водитель их автобуса сбежал, забыв открыть двери. Мужики налегли и со скрежетом раскрыли двери, все посыпались на улицу, поспешили прочь, в противоположную от чапанов сторону, кто-то побежал. Толпа сзади гудела, раздавались крики. Вот когда он почувствовал себя по-настоящему безоружным. Сокрушительное чувство немощи, пустоты в руках. Судорогой свело пальцы".

Ольга Кучкина. Оглашенная тишина. Стихи

"Здесь стыд давно забыт, и ум спекулятивен, / играет на низах бесплодно и темно, / и каждый негодяй убийственно активен, / а добрый человек молчит, глядит в окно". Стихи Ольги Кучкиной - стихи этого самого доброго человека.

Людмила Улицкая. Искренне ваш Шурик. Роман

Похождения обаятельного юноши продолжаются. Он все так же мил и добр. Женщины все так же не чают в нем души, но в его собственной душе никакого следа не оставляют. А некоторые так даже гибнут. "А Шурик вовсе ни о чем не думал: он дышал, бежал, добежал, и снова бежал и летел, и парил, и опускался, и снова поднимался┘ И все это счастье совершенно невозможно без этого природой созданного чуда - женщины с ее глазами, губами, грудями и тесной пропастью, в которую проваливаешься, чтобы лететь┘" Опубликовано окончание первой книги.

Анатолий Кобенков. Растерянная радость. Стихи

Жизнь грустна, но есть утешение, которое, может быть, выдумка, но это уже не важно. "Если встретишь Йорика, вспомни: отец твой - Йорик, / прикоснешься к тополю, думай: отец твой - тополь┘"

Александр Тимофеевский.

Игра, которой нет. Стихи

Стихи Александра Тимофеевского хорошо читать на ходу, в мороз. Согревают. Вот одно. Целиком: "Мне прошлого не нужно никакого, / Но я хотел бы в мире жить похожем, / К примеру, стать в рассказе Казакова / Случайно им увиденным прохожим".

Александр Солженицын. Георгий Владимов "Генерал и его армия". Из "Литературной коллекции"

"Очень значительная книга". Композиция - верная. Образы реалистичные. Картины - живописные. Речь персонажей - крепкая четверка. Рекомендовано к чтению.

Владимир Губайловский. Неизбежность поэзии. Очерк поэтического пространства-времени

"Неизбежность", видимо, в противовес "невозможности". Максим Амелин. Дмитрий Воденников. Сергей Стратановский. Алексей Цветков. Под конец статьи - верный способ достичь успеха на ниве изящной словесности: "А чтобы дождаться признания современников (если это действительно необходимо), нужно всего лишь поскрипеть лет этак двадцать-тридцать. Кто дотянет, тот и получит все лавры". Вот и скрипят.

ЗНАМЯ

Лев Лосев. "Багровый внук, вот твой вишневый сад┘" Стихи

В жизни много загадок, и на некоторые из них можно ответить словами, вернее, буквами. "Ты на кого похож?" - по-бабьи взвизги хора / пеструх-коров, дворов и курочек-рябух. / "Я на кого похож?" - спросил он у забора. / Забор сказал что мог при помощи трех букв".

Анатолий Королев. Быть Босхом. Роман с биографией

Биография здесь - самого Анатолия Королева. В юности угораздило его служить офицером в дисбате. При этом он проходил свидетелем по политическому делу. И еще писал роман о Босхе. Роман скворчит как глазунья, брызжет аллюзиями и утешает сопоставлениями: ничего нет нового под солнцем: инквизиторы (они же гэбисты) все такие же интеллектуалы и эстеты, рабы (они же зэки) все так же хитры и изворотливы, а жрецы-художники напускают туман в очи, говорят загадками и живут своим будущим. Тяжело быть жрецом.

Александр Тимофеевский.

В дни Страшного суда. Стихи

Воспользуемся случаем, чтобы еще раз процитировать стихи этого хорошего поэта: "Что ожидать нам от судьбы? / Какие будут перемены? / А телеграфные столбы / Бегут как русские из плена".

Валерий Трофимов. Грунтовые воды. Стихи

Из стихотворения "Батюшков": "Вот вам природа, изощрения творца┘ / В палате хроников стоит тяжелый запах. / Стирает вечность выражение лица, / И голый локоть держит бог в железных лапах / И так, не дернешься, доводит до конца". Валерий Трофимов по профессии - психотерапевт. Жаль, у Батюшкова такого не было.

Лев Аннинский. Удары шпагой: о Георгии Владимове. Воспоминания. Переписка

Из письма Владимова Аннинскому: "Но вся эта "деревенщина" - исключая, может быть, Матрену, шукшинских "чудиков" и можаевского Живого, - существовала лишь в головах изобретателей, в чертежах и эскизах, натурные же образцы - не работали, и в конце концов это выявил, сам того не хотя, Распутин со своими святыми старухами. Мы с тобой знаем, что пуще всего они мечтают перебраться в квартиры с газом и унитазом, но согласно Распутину они так свою "почву" любят, что даже полы моют перед затоплением Матеры. Это и не им самим придумано, а заимствовано частью из "Поэмы о море" Довженко, а частью из "Гибели эскадры" Корнейчука, где боцман приказывает драить палубу перед затоплением родного линкора".

Арсений Альвинг. Бессонница. Стихи

Под псевдонимом Альвинг печатал свои стихи Арсений Алексеевич Смирнов (1885-1942). Он переводил французских поэтов (перевод "Цветов зла" был уничтожен цензурой, еще царской), при советской власти сидел в тюрьме, выйдя, руководил поэтической студией при Дворце пионеров (у него обучался Генрих Сапгир). Публикуемые стихотворения были написаны им в основном во время войны, когда поэт дежурил на крыше дома и тушил зажигательные бомбы. "И в бессменном кошмаре, / В гуле окриков праздных, / Любо воду нам лить в решето, / Задыхаться в угаре, / Плакать в снах безобразных, / Вверх тормашками падать в ничто!"

Юлия Качалкина. Свободные от стиха, или Почему в иные эпохи господство верлибра очевидно

Капитальная статья. "Верлибр идеален для архивирования мыслей, чувств, ощущений - всей палитры внутреннего содержания. И заложенная в верлибре потенция классических размеров однажды в недалеком, надеемся, будущем вновь поможет появиться в русской поэзии полноценному классическому стиху, который не будет хромать ни по форме, ни по мысли, ибо вновь заработает тыняновский принцип взаимосвязи между ними".

ОКТЯБРЬ

Василий Аксенов. Вольтерьянцы и вольтерьянки. Старинный роман

Окончание романа Аксенова. Плюс интервью с автором главного редактора "Октября" Ирины Барметовой: "Я описал наше родовое, с папиной русской стороны, село - Покровское, Рязанской области. Огромное село такое, раскиданное на холмах. Как при царе Горохе, так и сейчас стоит, по-моему, без особых изменений. На холмах было много усадеб помещичьих: там не один был помещик, много. Когда я первый раз приехал туда с отцом в начале 60-х, мне рассказывали, что на одном холме, вот тут вот, барин пустил лебедей в пруды, там беседки построил┘ все стояло, как одно целое. Электричества не было, воду из колодца поднимали журавлем┘ пьянка безумная какая-то┘ родственница Таня утром нам с отцом выносила яичницу из двадцати яиц и бутыль мутного такого самогона. На наши возражения отвечала: "Вы же на отдыхе┘" В избе - корова, куры..." Роман, кстати, о Вольтере, Екатерине, действительно старинный роман.

Владимир Салимон. Настоящим жить приходится. Стихи

Чтобы очень хорошего поэта Владимира Салимона не приняли за антропофага и педофила целиком стихи приводить приходится (а не только последние две строчки). Что, честно говоря, только радует: "Тогда как утренние тени / прохладной нежностью полны, / веранды шаткие ступени / и в жаркий полдень холодны. / По ним, опасливо ступая, / спускаемся в заглохший сад, / и ножка в туфельке босая / невольно привлекает взгляд. / Но более всего на свете / мне хочется сказать тебе: / так сладко пахнут только дети / в воскресной уличной толпе".

Дмитрий Веденяпин. Озарение Саид-Бабы. Стихи

Маленькая поэма. В двух частях. Краткое содержание: "Был смысл как смысл, вдруг - бац! и вышел весь┘" А вообще хорошо, красиво, философично.

Андрей Геласимов. Зиганшин-буги. Рассказ

Рассказ, точнее, советская сказка - о том, чего, наверное, никогда и не было и быть не могло. СССР, "стиляги", комсомол, дурдом вместо тюрьмы - прошлое тысячелетие, короче. А ведь когда-то было: "Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел один сапог┘" Совершенно не в духе Геласимова.

"Быть дочерью трудной матери┘" Письма Ариадны Эфрон Маргарите Алигер

Обо всем. О Цветаевой, Казакевиче, трудностях и о счастье, конечно: "Подключили наконец газ, и я важно выпила первую чашку чая с бубликом за красным, таким же, как у Вас, кухонным столиком. "Удобства" действуют на полный; из всех кранов льет крутой кипяток (холодной воды почему-то не наблюдается┘" Это Таруса, 1962 год. А мы все Чубайса ругаем да "грабительские" демократические реформы.

Сергей Солоух. Коллеги

Незлые заметки. Действительно, о коллегах - о литераторах. Об Ильфе, о том же Аксенове (так что название не случайно), о том же (опять) Геласимове, о Клехе┘

Борис Хазанов. Долой историю, или О том, о сем

Вторая мировая война и Смысл истории, "волшебное уравнение литературы", Гегель, Шопенгауэр и Эрнст Блох. Ужас истории: "Перед лицом истории вы ничто. Вы абсолютно бессильны. Вы, как муравей в щелях и трещинах лживой, политизированной, притязающей на статус общеобязательного национального достояния, размалеванной, словно труп в палисандровом гробу, навязанной вам истории. Она преследует вас повсюду: помпезными памятниками на улицах, пародированием войск, болтовней домашнего экрана, газетной дребеденью, ангажированной публицистикой и псевдолитературой┘"

ДРУЖБА НАРОДОВ

Татьяна Бек. И внезапная тяга природна, как вьюга┘

Стихи

"Остался ветер, желуди в лукошке / И знание, пронзенное тоской, - / Что Пушкин, уходя просил морошки. / Морошки, а не жалости людской". В стихах "Пушкин" и "лукошко" соседствуют самым естественным образом. Псевдонапряжения иронии между ними не возникает. Часто, и с нескрываемым восторгом, говорят о самоиронии Бек, но этот восторг напоминает радость жильцов, которым дали наконец горячую воду. Стихи Татьяны Бек - редкий случай! - серьезны без претензии на серьезность.

Денис Гуцко. Там, при реках Вавилона. Повесть

Кажется, в литературе появляется новый герой - человек, лишенный родины. Беженец, вынужденный переселенец и т.д. Человек, который просыпается ночью, разбуженный пустотой. Герой Дениса Гуцко - русский, выросший в Тбилиси. Он поехал учиться в Ростов, и оттуда его забрали в армию. Попадает на "урегулирование межнационального конфликта". Армяно-азербайджанского. Причины этого конфликта туманны для самих участников, и где уж их понять ему - человеку без корней. "Ему тоже захотелось иметь деревенских родственников. Так откуда это острое, как запах шерсти, желание - чувствовать корни? Увлеченный книгами, он начинал догадываться, что они никогда не дадут ему этого. Книжная Россия не утолит".

Дмитрий Григорьев. И день открыл свой влажный рот┘ Стихи

Еще одни грустные городские стихи. Бог кричит, но его не слышно из-за шума машин и поднимающегося лифта. Будем считать, что в этом лифте едет ангел. "Меня вы спросите: как успехи, / а я отвечу: радиопомехи, / вся моя история - радиопомехи / в передаче о сладкой жизни".

Анатолий Цырульников. Чтобы поговорить с Богом, остался один Алтай

Суть ясна из названия, но дело в деталях. Анатолий Цырульников повстречался на Алтае с местным учителем Владимиром Моносовым. Тот и говорит: "Я набрал мальчиков, дал инструмент для резьбы и вместе с ними учился, я ведь этим раньше не занимался. Смотрели буклеты, вещи. И через две недели эти ребята, шестиклассники, знаете, как вырезали? Как будто до этого учились у отцов, дедов!" Чудаки и необъяснимые явления только на Алтае остались. Бермудский треугольник загадили, к Гималаям подбираются.

Продуктивная эклектика

Ольга Дунаевская беседует с литературоведом Марком Липовецким об изданном в США энциклопедическом томе "Словаря литературной биографии", посвященном современным российским писателям, и других интересных вещах.

"- В чем для вас этика постмодернизма?

- Постмодернистская игра направлена прежде всего на освоение точки зрения Другого┘ Во-первых, это означает намеренный и настойчивый подрыв собственной правоты и идентичности. Во-вторых, признание того, что любая идентичность набирает вес за счет демонизации Другого. И, в-третьих, постмодернизм непрерывно вырабатывает стратегии построения своего как другого и другого как своего. В кино интересными в этом отношении мне показались "Кукушка" Александра Рогожкина и "Любовник" Валерия Тодоровского".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1568
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4006
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2222
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2498

Другие новости