0
1220
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.12.2005 00:00:00

Критика чистого Отрошенко

Тэги: Отрошенко, Тайная история творений


Владислав Отрошенко. Тайная история творений. - М.: Культурная революция, 2005, 184 с.

Рецензию на книгу Владислава Отрошенко "Тайная история творений" при желании можно поместить как на полосе "Филология", так и на полосе "Философия", но в первую очередь все-таки она заслуживает полосы "Художественная литература". Потому что на редкость хорошо написана.

В последнее время часто можно заметить в аннотациях на книги малоизвестных авторов что-нибудь вроде: "последняя надежда русской литературы" или "внезапно появившаяся звезда, хранитель традиций, т.д.". Дальше обычно следует много страниц ничем не примечательного текста (если только он не окажется вдруг совсем ужасным). К удовольствию читателей, Отрошенко таких характеристик нигде не наполучал, хотя чего-то подобного он, пожалуй, заслуживает.

Сказать про Владислава Отрошенко что-либо определенное помимо того, что он очень хороший прозаик, сложно. Он ускользает от читателя, не попадая ни в географические, ни в жанровые, ни в мировоззренческие рамки. Где-то между Москвой и Римом, между Шопенгауэром и индийской философией, между эссе и новеллами ("эссе-новеллы" - авторское название для текстов книги). На ум сразу приходит один из героев этих эссе-новелл, Николай Васильевич Гоголь, который писал в Италии поэму о России "Мертвые души"┘

Отрошенко комментирует разные сюжеты литературной истории в соответствии со своими представлениями о сути дела, во многом замешанными не только на личном опыте, но и на учении о Мировой Воле большого немецкого пессимиста Артура Шопенгауэра. Суть дела обычно оказывается не вполне очевидной, скрытой под наслоением различных феноменов. Автор проникает сквозь это наслоение легко и красиво, вооружившись иронией и внятностью мысли. В результате чтения возникает ощущение, что это не умный Отрошенко добрался до всяких интересных штук, но сам читатель: автор щедро, но скромно дарует ему иллюзию самостоятельности.

Упомянутому Шопенгауэру посвящен один из самых интересных текстов "Сумасшествие Мировой Воли". Речь идет о странной и забавной вещи: каким образом Мировая Воля, которая, согласно А. Ш., пронизывает все и "диктует" художникам произведения искусства, смогла продиктовать трактат о самой себе и для себя самой? Какие при этом цели преследовались?.. А если пойти дальше, то тогда вообще возникает вопрос: а для чего ей было диктовать Отрошенко это эссе-новеллу про свои своеобразные взаимоотношения с самой собой? (Не стоит забывать и о процессе написания этой рецензии┘)

Порой тексты начинают напоминать настоящий интеллектуальный детектив, притом замешанный на исторических фактах, имеющий четкую основу в реальности. К примеру, название "Дело Бренты" уже во многом говорит о том, каким путем автор поведет за собой читателя. Конфликт следующий. Пушкин в "Евгении Онегине" написал: "Адриатические волны, \ О Брента! Нет, увижу вас, \ И, вдохновенья снова полный, \ Услышу ваш волшебный глас!" (Пушкин "вычитал" реку у Байрона, но не смог ее посетить, т.к. был невыездной). Две первые строчки стали эпиграфом к стихотворению Ходасевича: "Брента, рыжая речонка! \ Сколько раз тебя воспели, \ Сколько раз к тебе летели \ Вдохновенные мечты - \ Лишь за то, что имя звонко, \ Брента, рыжая речонка, \ Лживый образ красоты!" И так далее. Набоков в своем четырехтомном комментарии к "Онегину" "вспоминает "Бренту" Ходасевича и отсылает читателя к "живительному шоку", то есть к реальному образу Бренты, нарисованному поэтом. И все. Дело можно закрыть".

Подозрительный Отрошенко не спешит закрывать это "дело". Брента, по его словам, - "самая русско-литературная речка на Апеннинском полуострове" (о ней писали еще многие, не имеющие прямого касательства к теме). Сам Отрошенко жил возле русско-литературной речки длительное время и приметил странную вещь: описание Бренты у Ходасевича нигде не совпадает с реальной географией, хотя тот бывал на ней, точно. "Исследовав все 175 километров течения Бренты, я поворачивал дело по-всякому, прикладывал стих Ходасевича и туда и сюда. И везде получалось, что это образец какой-то неслыханной лживости. Парадоксальной лживости, аналога которой не существует, потому что стихотворение, при всем его несовпадении с Брентой, написано с таким проникновенным чувством, на какое могла вдохновить именно реальная Брента, которую Ходасевич словно от кого-то скрывал". По мнению Отрошенко, стихотворение Ходасевича - это благородный жест для покойного А.С. "Но краем души он смотрел на тот свет, в сторону Пушкина, ради которого и сочинился этот стих... Наперекор всякой реальности Ходасевич из высшей поэтической доблести и милосердия сочинил для Пушкина лживый образ не увиденной им речки. И сотворил это послание с полной вдохновенностью, с полной верой в рыжесть и ничтожность речонки".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
511
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
503
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
434
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
582

Другие новости