0
1337
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.04.2006 00:00:00

Хорошо и немного страшно

Тэги: хвостенко, верпа


Алексей Хвостенко. Верпа. – М.: KOLONNA Publicatoins, Митин журнал, 2005, 448 с.

Дети Ра. №10 (14), 2005.

Хотел было написать, что «Верпа» – самое полное на сегодняшний день собрание сочинений Хвоста, но тут попался на глаза журнал «Дети Ра», целиком ему посвященный. А там пьеса, проза, коллажи, интервью, взятые Еленой Зарецкой, и даже автограф предсмертной записки из реанимации напечатан. Как ни цинично звучит, он тоже – необходимая часть наследия. А раньше была «Берлога пчел», написанная в соавторстве с Анри Волохонским. А еще раньше – поэма «Страна Деталия», изданная «Красным матросом». Плюс самопальные книжечки, передававшиеся из рук в руки.

До полного собрания далеко. Когда-нибудь, не скоро еще, наверно, соберут все, что сделал Хвостенко, историки и ученые. Трудно сказать, что это будет. Отчасти книжка, отчасти музыкальный диск, отчасти картинная галерея. Недаром же издатели «Верпы» именуют Алексея Львовича Хвостенко (1940–2004) «фигурой уникальной». Не поэтом, не бардом, не художником, а именно фигурой и именно уникальной.

Потому и трудно резюмировать творчество Хвостенко одной, пусть даже очень объемной книжкой, что произведением искусства, в согласии с заветами Серебряного века, являлась сама его жизнь. Стихи на случай были бы невозможны без соответствующих случаев. Посвящения, а их у Хвоста великое множество, – без его друзей и знакомых. Что говорить тогда о его музыкальных проектах. Разве мог бы появиться «Чайник вина» без сотрудничества с Леонидом Федоровым и группой «Аукцыон»? Мог бы, но был бы совсем иным. Текучая, изменчивая, подвижная, но неизменная в чем-то главном жизнь Хвостенко зафиксирована на бумаге и магнитофонной ленте произвольно, там, где застал ее случай в лице звукооператора или кого-то еще. Каждый миг вызывал сильные эмоции и каждый был важен.

Лучший, на мой взгляд, специалист по поэзии Хвоста Кирилл Медведев заметил, что главная эмоция его текстов – восторг. Восторг от звуков, от ситуаций, от сочетаний слов. «Поедем, поедем, пока еще жив/ Направо упали часы и канава/ Поедем направо, канава направо/ Направо, направо, прилив и прилив». О чем это? В первую очередь о том, что автору хорошо. И Хармсу было хорошо, когда он писал про своих ужасных старух. И Хлебникову, и Шекспиру... Хорошо и немного страшно.

Философия Хвоста – в чистом виде философия хиппи, внутренне свободного человека, ему не надо искать специальный повод для радости. Поводом может стать любая чепуха, а радость немедленно воплощается в картины, песни, стихи. Чем отличался Хвостенко от наивных, радостных, легко сочиняющих непритязательную ерунду хиппи? Не только талантом, далеко выходящим за среднестатистические рамки. Не только знанием культуры, и современной, и очень древней. Просто писание было для него, наверное, самым важным на свете делом. Я не знаю. Я предполагаю так. Судя по книжке «Верпа». Это прямое отличие Хвоста и от многочисленных интеллектуальных спекулянтов, рядящихся в одежды авангарда. Их цель всегда за пределами текста. Потому и пишут они мало, но много и настойчиво сами себя комментируют. А Хвост был, мягко говоря, плодовит. И не любил рассуждать на внутрицеховые темы. Он не из их компании.

Хвост бесконечно разнообразен в своих проявлениях. Ярлыки к нему так и липнут. Одни назовут его авангардистом за «Камлания Верпы». А как иначе интерпретировать, например, вот этот фрагмент: «да кар/ вологи про/ кна/ ргобины кули/ само/ местоимение/ сейчас». Классическая заумь, по-моему. Другие скажут, что он типичный эзотерик, и в качестве аргумента процитируют «Танец дервиша»: «станешь искать/ потеряешь/ и то что оформилось –/ тоже неплохо»

Шаманские речитативы, дружеские послания, абсурд, античная трагедийность... Лично я из всего этого многообразия выберу что попроще. Для меня Алексей Львович всегда останется автором печальной (хотя восторг чувствуется и в ней) истории о слепых дураках: «Слепой не увидел как море над лесом/ В стакане пылало у водки реки/ А в лодке сидели два пьяных балбеса/ И в сторону леса по небу гребли».

Водка, река, лес... А гребут они, наверное, в сюрреалистический золотой город, где огнегривый лев уляжется рядом с волом, исполненным очей, и незаметно наступит вечность. Туда, где все еще может кончиться хорошо. В оригинале, если кто помнит, эта песня называется «Рай».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
603
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
879
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
694
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
850

Другие новости