0
2445
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.05.2006 00:00:00

Сентиментальный циник

Тэги: пазолини, шпана


Пьер Паоло Пазолини. Шпана: Роман / Пер. с итал. И.Заславской. – М.: Глагол, 2006, 320 с. ISBN 5-87532-066-4

«Я так отчаянно люблю жизнь, что это для меня не может кончиться плохо», – писал Пазолини в «Автобиографии».

Имя Пьера Паоло Пазолини (1922–1975) всегда связано с чем-то изысканно-элитарным, с легким привкусом запретности и скандала. За полвека с небольшим своей яркой, но не слишком счастливой жизни он создал в литературе, искусстве, журналистике, политике, просветительстве столько, сколько иной не успеет и за десять жизней. Пожалуй, трудно отыскать в итальянской культуре ХХ века персонаж более парадоксальный. Сентиментальный цинизм и романтический рационализм Пазолини просматривается во всем его творчестве как клубок осознанных противоречий, на которых он настаивал, которые внушал публике в каждом интервью, в каждом фильме, в каждой стихотворной строке.

Вообще Пазолини-литератору повезло значительно меньше, чем Пазолини-кинематографисту. В советские годы его недолюбливали по причине скандальности и сексуальных перверсий, пронизывающих все творчество мастера, в послесоветские годы – как коммуниста, скептика и т.д. Вышедший несколько лет назад объемистый том «Избранного» не столько популяризировал имя писателя, сколько стал литературным памятником известному режиссеру. А ведь сам Пазолини считал себя в первую очередь поэтом. Потом сделался прозаиком, а в кино пошел от нехватки денег, поначалу став писать сценарии, придумывая диалоги для феллиниевских «Ночей Кабирии».

Наиболее яркий и «прописанный» роман Пазолини – «Шпана» – написан в послевоенные годы. Это жестокий и вместе с тем красивый мир молодости и нищеты, яркого солнца и загорелых тел подростков, заплатанные карманы которых оттопыриваются кастетами и заточками. Небольшой роман читается легко, как бы на едином дыхании, и порой создается впечатление, будто Пазолини, подробно описывая полукриминальный мир юношей из бедных кварталов, предчувствовал трагическую развязку собственной жизни. Ведь в конечном счете из той же среды вышел и убийца поэта, семнадцатилетний Пино Пелози, зарезавший, а потом и раздавивший тело Пазолини колесами его же собственной машины, прежде чем ту угнать. Кстати, следствие по делу не так давно возобновилось и до сих пор еще не закончено. И среди множества толков, связанных с этой трагедией, была и версия о том, что в Остии, пригороде Рима, где обитают герои «Шпаны», великий режиссер выбрал натуру и сам поставил собственную смерть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1798
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1600
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1806
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1516

Другие новости