0
1730
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.06.2006 00:00:00

Небеспробудно детский писатель

Тэги: премия, заветная мечта, москвина


Подведены итоги национальной детской литературной премии «Заветная мечта», лауреатами Большой премии стали Фред Адра, Борис Минаев и Андрей Кофман. Лауреаты Малой премии: Екатерина Мурашова, Владимир Поляков, Виктор Серов, Ахат Мушинский, Наталья Менжунова, Николай Назаркин. Известная детская писательница Марина Москвина была членом жюри этой премии, поэтому начали свой разговор с ней мы именно с «Заветной мечты».

– Марина, вы были членом жюри. Какими качествами должно обладать произведение для детей, чтобы понравиться лично вам?

– Я люблю вспоминать разговор с Юрием Ковалем у него в мастерской. Он сказал: «Как ты думаешь, какой должна быть проза?» Я ответила: «Жизнеутверждающей!» – «Тогда кто, – он спросил, – Сароян? Или Искандер?» – «Сароян!» – говорю. «Весли Джексон?» – «Весли Джексон!» Потом я задала ему тот же вопрос. Коваль ответил: «Проза должна быть такой, чтобы хотелось поцеловать каждую написанную строчку┘»

Мне нравится, когда присутствует фантазия в вещи, и в то же время ты чувствуешь подводные течения – гул судьбы настоящей, человеческой.

Когда открываются дальние горизонты, иные измерения, глубины и небеса. Я люблю все такое, отчего можно подрасти, стать добрее, сильнее, радостнее┘ Что поможет тебе подняться, когда ты упал, простить, если разозлился, понять, что ты не один тут такой – пуп земли. Как жить в гармонии с этим огромным скрежещущим миром, оберегая деревья, зверей и людей. Как быть живым каждую минуту. О настоящих и важных вещах должна идти речь! Причем без пафоса, а по возможности с юмором, с улыбкой. К тому ж не забывайте, что детский писатель обязан быть интересным. На деликатность читателя – нам, «детским» – уповать нету смысла.

Мне посчастливилось прочитать замечательные рукописи. Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» – вот где перемешаны тертая как калач жизнь и спасительная сказка! Рассказы Коли Назаркина «Изумрудная рыбка» – так пишет Человек Понимающий, которому есть что сказать: ни тонкого юмора, ни сказочного хода, только жизнь – хрупкая, ранимая, как травинка, выросшая на камне. «Место празднику» Маши Ботевой – очень здорово – про любовь! Потрясающий рассказ «Черный индюк» Ахата Мушинского – о преодолении смерти! Повесть «Фотографии на память» Марии Мартиросовой – там только-только начинается этнический конфликт в Баку. Самый трудный жанр, а такая прекрасно сделанная вещь для подростков. Классные истории настоящих лесников: Олега Вороного из Приморского края – совершенно своего среди уссурийских тигров, и чудного Станислава Олефира «Мы живем на Севере»┘ Это люди с Судьбой.

– А какими – ни в коем случае не должно?

– Что тут рассусоливать: не должно быть тупости, жестокости, уныния, фальши, всякой там идеологии┘ Понимаете, детский писатель – это человек, у которого есть доступ к роднику. Кстати, довольно редкий тип. Вот и все.

– Сможет ли когда-нибудь в обозримом будущем произведение для детей быть не только выдвинуто на большую, солидную, взрослую премию, но и успешно конкурировать с книгами для взрослых? Какая это должна быть книга? Существуют примеры в истории детской мировой литературы?

– Настоящая проза – будь то детская или взрослая – событие в жизни человечества. «Остров сокровищ» Стивенсона – детская книга или взрослая?

Марк Твен, Сетон-Томпсон, Джек Лондон, Диккенс, Даррелл, Экзюпери, Толкиен, Алан Маршалл, Туве Янсон «Последний ноябрь» – о жизни, о любви, об одиночестве, о старости, о смерти┘ А населяют книгу опять-таки ее вечные Снусмумрик, Хемуль, обитатели долины Муми-дола.

Или весь Шергин, Грин, «Белый Бим» Троепольского, «Чучело» Железникова, Арсеньев «Дерсу Узала». Коваль, которого самого-то никак не поделить между детьми и взрослыми, говорил, что «Нос» Гоголя – детская литература, и, возможно, для самых маленьких. Ориентироваться можно и на Рабле, и Свифта, и Дефо. Если что-то осталось недопонятым – пойдет на вырост.

В издательстве «Гаятри» вышли сказки Сергея Седова с иллюстрациями Леонида Тишкова, глубокие, мудрые, смешные – на грани черного юмора, парадоксальные, с подтекстом, явно нацеленные на взрослых, а дети-то прекрасно знают, что Серега Седов – их парень.

Лучше всего, когда книга, словно суфийская притча, которая имеет 77 смыслов. Ребенок поймет одно, взрослому, который ее будет читать своему малышу, она расскажет и еще что-то. Коваль называл такие вещи «многодонными»┘

– Вы прославились как детский писатель, а потом сочинили взрослые романы – «Гений безответной любви» и «Мусорная корзина для Алмазной сутры». Что это – смена мироощущения?

– Я и не была беспробудно детским писателем. Взять хотя бы моего Крокодила, у которого вылупился птенец, научил «отца» летать, и они оба, немало пережив, улетели┘ к чертовой матери. Помните, был такой мультфильм? Просто каждый раз – все краски на палитру, какие есть. А жизнь-то идет, и палитра обогащается.

Но иногда по-детски не споешь настоящий блюз. Хотя я храню верность «и нашим, и вашим». Вполне взрослые повести – странствия в Японию, Индию и Непал, видела в метро – читают подростки! Книга «Моя собака любит джаз» – тоже балансирует. Писатель Даур Зантария шутил: «Даже если Марина Москвина будет призывать к национальной розни и сексуальной революции, ее все равно надо читать детям!»

А роман «Гений безответной┘» – это как в фильме «Обыкновенное чудо». Жена Волшебника в ужасе от страданий влюбленного Медведя, превращенного ее мужем в человека, спрашивает:

– Зачем ты это сделал?!

Он отвечает:

– Я хотел поговорить с тобой о любви.

– В своих книгах вы часто описываете близких вам людей, а ведь самые родные существа – очень сложные герои. Как они реагируют?

– По-моему, все довольны, что я при деле, а не болтаюсь по улицам и не глазею по сторонам. Да и потом, как говорил китайский мудрец: «Мне не под силу вспахать целое поле; ограничусь тем, что взращу сад у дома. Мне не под силу собрать весь хворост в лесу; ограничусь тем, что выполю траву у крыльца».

– В своей книге «Учись видеть» вы даете уроки творческих взлетов, много лет ведете мастер-класс. А есть ли у вас примеры того, как совершенно нетворческий человек (ребенок, подросток) превратился в творца?

– Я и есть этот подросток. Мне очень повезло – я встретила своего Учителя, поэта Якова Акима. Книга «Учись видеть», наши с Мариной Бородицкой семинары, мастерские – всего лишь эстафетная палочка «передай другому».

– Ваши произведения входят в «Антологию мировой детской литературы». Как вам удается, будучи живым классиком, оставаться таким милым и обаятельным человеком? Или, может быть, зря принято представлять классиков суровыми такими дядьками, глядящими с портретов в кабинете литературы?

– Нет, тут что-нибудь одно: или ты всеми силами увиливаешь от того, чтобы тебя провозглашали классиком. И каждый шаг у тебя – первый, в том числе последний! Или – хочешь не хочешь – становишься такой «дядькой» в кабинете литературы. Третьего не дано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1285
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
791
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1461
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1107

Другие новости