0
1745
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.06.2006 00:00:00

Ташкент как жанр

Тэги: рубина, на солнечной стороне улицы


Дина Рубина. На солнечной стороне улицы. Роман. – М.: Эксмо, 2006, 432 с.

Дина Рубина родилась в Ташкенте. Жила в Москве. Теперь обитает в Израиле. А печататься продолжает здесь. Книг, наверное, двадцать вышло у нее в России. Сборники рассказов. Романы. Путевые заметки. Эссе. Одни – чисто израильские (то есть целиком построенные на тамошних реалиях и коллизиях). Другие – ретроспективные, вспоминательные. К ним и относится роман «На солнечной стороне улицы». С большими, разумеется, оговорками. Всю жизнь, за редким исключением, Рубина занимается тем, что пересаживает в свои книги живых людей. Обнажая при этом прием: смотрите, мол, как я придумала, и сравнивайте с тем, что было на самом деле. Раскрывает писательскую кухню, любуется своим ремеслом.

На этот раз она пересадила в роман целый город. Город, в котором родилась и выросла. Ташкент семидесятых годов. Впрочем, не только семидесятых. Рубина углубляется и в пятидесятые, и в сороковые, когда в моде был умопомрачительный фокстрот «По блату, по блату, сестра пульнула брату, а мама – адвокату, и все пошло по блату...», а в киношках крутили фильм «Путь в высшее общество». Любопытное словечко «пульнуть». Сейчас бы сказали грубее, но этот путь в высший свет по-прежнему актуален.

Смачные приметы эпохи присутствуют во всех трех пластах повествования: в сюжете, личных воспоминаниях и так называемых «голосах из романа», свидетельствах бывших ташкентцев, разбросанных ныне по миру от Москвы до Аделаиды. Едва ли эти свидетельства действительно существуют. Скорее всего тут у Рубиной умелая игра в документ. Почему бы и нет? На этом приеме построена вся проза Довлатова. Традиция налицо.

Ташкента в романе так много, что он задвигает на периферию даже главную героиню, художницу Веру, вокруг которой клубится интрига, достойная бразильского сериала. Мать – глава местной наркомафии. Отчим – алкоголик и бывший зэк. Любовник-инвалид. Муж-немец, к тому же еще барон. Неожиданно всплывшая дворянская родословная. Международные аукционы и бельгийская королева. Тихое счастье в скромном особнячке простого американского миллионера Лени, компьютерного гения, выбившегося в люди благодаря таланту и умению помогать людям┘

Вообще вся эта линия очень слабая. Надуманная, кокетливая, фальшивая. Типичная слезовыжималка в духе Виктории Токаревой. Фальшь выдают характеры, диалоги, стиль. Привычка героини бывать в «особых» местах, куда заказан вход простым смертным. Все эти восклицания: «О, господи, как банальны, подлинны и трагичны все наши чувства!», «Как ему шла эта музыка!»┘ Любовь к якобы изысканным эпитетам (изумительная красота, бисерный почерк, таинственный лес), от которых за версту тянет галантереей. Ни к селу ни к городу вставленный эпизод с посещением мужского стриптиза. Да и сам хеппи-энд – явная уступка читателю, ни к чему, кроме дешевой беллетристики, не приученному. Сделайте мне красиво┘ Самолюбование на каждом шагу. На каждом шагу напоминание, что все мы – такие хорошие, милые, изысканные. И горести у нас такие изысканные, милые, интересные. И судьбы изломанные – вообще нечто особенное. Хоть сейчас в роман, а если повезет, даже и в мыльную оперу.

Так низко, пожалуй, Рубина еще не падала. Но и так высоко тоже не поднималась. Потому что главное в «Солнечной стороне улицы» все-таки не эта кукольная интрига. А плотная атмосфера южного города, колонии, где дышалось при Советах свободнее, чем в метрополии. Галерея уникальных, совершенно живых чудаков, населяющих этот город. Еврейские бабушки, узбечки, матерящиеся по-украински, проститутки и мелкое рыночное жулье. Чего стоит один только диссидент Роберто Фрунсо с его частушкой на конкурсе песенных коллективов, приуроченном к столетию Ленина: «Как-то Надя / Хохмы ради / Ильичу / Давала сзади┘» Или стиляга Хасик Коган, который «не танцевал никогда, осторожно и горделиво прохаживался – боялся кок растрясти». Тут и язык аутентичный («Полина Семеновна, как мине все это надоелся!»). И совершенно искренняя печаль о ташкентской Атлантиде, ушедшей под воду вместе со всем своим населением. И очень серьезный, убедительный разговор о проницаемости времени, о законе сохранения прошлого, которое не испаряется. Если очень постараться, можно его воскресить.

Рубиной эта задача под силу. Как ни крути, а она и сегодня один из лучших наших рассказчиков. Тонкий, нервный, парадоксальный. Мешает ей (по крайней мере в этом романе) нелепая обывательская вера в то, что все кончится хорошо. И желание убедить в этом своих сентиментальных читателей. Хорошо не кончится. Жизнь трагична по определению. Литература – тем более. Чтобы понять это, достаточно перечитать книги Рубиной «Вот идет мессия», «На Верхней Масловке», «Во вратах твоих» и много, много других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
663
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
387
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
694
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
543

Другие новости