0
1367
Газета Проза, периодика Интернет-версия

06.07.2006 00:00:00

Пушкин на балконе

Тэги: пушкин, гурзуф


«Приди – открой балкон. Как небо тихо;/ Недвижим теплый воздух – ночь лимоном/ И лавром пахнет, яркая луна/ Блестит на синеве густой и темной», – описывал не видавший Испании Пушкин ночной Мадрид, сидя в Болдине глубокой осенью 1930 г. Что вспоминалось ему? Не Гурзуф ли вставал в его памяти – Юрзуф, как говорили в те времена, – где за десять лет до того провел он краткое счастливое время? Тогда ему только-только исполнился 21 год – молодость по нашим меркам – зрелость с точки зрения Пушкина и его современников. Автор «Руслана и Людмилы», по словам Александра I, «наводнил Россию возмутительными стихами», за что и был сослан. «Меня он удалил, меня ж любя», – говорит в «Каменном госте» ссыльный пушкинский Гуан. Во всяком случае, предполагавшиеся поначалу Соловки были заменены «мягким» южным вариантом.

В августе 1920 г. Пушкин, прибыв в Гурзуф, поселился гостем в доме генерала Раевского. Дом этот чуть ли не сплошь балкон: отвори любую дверь – и вдыхай упоительные южные запахи. Дальнейший путь Пушкина лежал в Кишинев. Лишь три недели пробыл он в Гурзуфе, но всю жизнь возвращался мысленно к этим местам. А что же Гурзуф? Он, как верная возлюбленная, хранит трепетную память о Пушкине, бережет его портреты. В доме Раевского – пушкинский музей. Рядом – кипарис, упомянутый в письме к Дельвигу: «В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Говорят, что к нему и теперь, особенно в лунные ночи, слетает дух Пушкина. Возможно. Во всяком случае, именно сюда поэт собирался вернуться с того света: «Так, если удаляться можно/ Оттоль, где вечный свет горит,/ Где счастье вечно, непреложно,/ Мой дух к Юрзуфу прилетит».

В небольшом Гурзуфе как минимум три памятника Пушкину. Ежегодно отмечается его день рождения. В этом году у пушкинского праздника свой юбилей: он прошел 30-й раз. Его проводил Крымский центр гуманитарных исследований, возглавляемый проректором Таврического университета В.П. Казариным. Пушкинисты, музейные работники и писатели Украины, России и Белоруссии приняли участие в научных заседаниях и публичных выступлениях, а кроме того – в торжественном марше во главе с оркестром военного училища. Оркестр играл самозабвенно, порой заставляя вспомнить пушкинского Моцарта и его скрыпача, и улыбался Пушкин, благосклонно, как доброе божество, принимая подносимые ему цветы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1034
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2883
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1622
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1988

Другие новости