0
1519
Газета Проза, периодика Интернет-версия

01.02.2007 00:00:00

Орлеанская дева российской поэзии

Тэги: казакова, евтушенко


Римма Казакова принадлежит к поколению шестидесятников. К тем, кто выступал на стадионах. В эти дни она празднует свой юбилей, поэтому разговор наш мы начали с вопроса о поколении...

– Римма Федоровна, у вас есть стихотворение «К биографии поколения», с эпиграфом из Евтушенко: «Кто были мы, шестидесятники?» Вы так отвечаете на этот вопрос: «...не сознавали мы, шестидесятники, кто мы?..»

– Мы и правда этого не осознавали. Мы все тогда были очень молодые. Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава... Теперь уже лучше видно, кто есть кто.

– Вы молоденькой девочкой приехали в Москву с Дальнего Востока. И храбро шагнули на подмостки Лужников. Выступали с кумирами поэзии 60-х годов...

– Да. Но они были такие уверенные в себе, а я была такая неуверенная. Во мне было много робости. И я всю жизнь старалась преодолеть ее в себе. Я считала себя провинциалкой. И мучительно думала, как бы сделать так, чтобы я была не хуже, чем они, и чтобы стихи у меня были не хуже, чем у них, и чтобы я и стихами своими, и внешностью своею, и манерами умела производить на людей такое же сильное впечатление, как они┘ И я по ходу училась у них всему, чему могла научиться┘

Я была такая комсомолочка со значком. И казалась себе такой, чересчур простенькой. Не то что, например, Белла Ахмадулина. Ахмадулина всегда была такая, в вуалетках, с мушкой на щеке, экстравагантная. На вечера она приезжала на автомобиле┘ Она тогда была женой Юрия Нагибина, и он возил ее на своем автомобиле. На ней была куртка из теленка, на ногах у нее были модные туфли на микропорке. В общем, она была красавица, богиня, ангел. Я очень любила ее стихи. Признавала ее превосходство надо мной и ее первенство. И думала, что мне во всем до нее далеко. Но потом, когда я стала чаще выступать и увидела, как хорошо люди принимают меня и мои стихи, я поняла, что мне совсем не надо быть такой, как Ахмадулина и как все остальные, а мне надо быть самой собой. Они – это они, а я – это я. У меня свой читатель, свои поклонники, у меня своя ниша в поэзии. Я говорю это не в укор своим друзьям, а к тому, что дорога в литературу и к сердцам людей у меня была не простая. И вообще она не простая.

– Кто из ваших прославленных друзей-шестидесятников более дорог вам, кто помог, подсказал что-то вовремя, кто вам ближе?

– Самый лучший по-человечески был, наверное, Роберт Рождественский. Однажды я спросила у него: «Роберт, я чувствую, что пишу, – стихи о сыне, о том, что мне близко, но мне как-то хочется чего-то еще большего, а я не знаю – чего». Он говорит: «Риммка, ты пишешь о том, что дорого тебе, а ты должна подумать о том, что интересно всем остальным». И таким образом он, как бы пунктиром, прочертил мне путь, которым надо идти поэту. «Нельзя замыкаться на себе и на своих личных темах и проблемах, надо выходить на общезначимые темы» – так думали мы, шестидесятники. Конечно, следующие поколения все это по-другому ощущали, но это была моя школа, моя дорога.

– Вы приехали покорять Москву с Дальнего Востока, с края света, из Хабаровска, но родились вы в Севастополе┘

– Там жили мои дедушка и бабушка. И туда моя мама приехала меня рожать. Отец мой был военный. Поэтому ему приходилось служить в разных городах и краях нашей страны. Великая Отечественная война застала нас в Ленинграде. Там началась блокада, артобстрелы┘ Мама отправила меня и моего младшего брата под Киров, в детский комбинат номер один┘ желая спасти нас от войны. По дороге мы попали под бомбежку и чуть было не погибли, но, слава Богу, не погибли. Потом мама забрала нас в Удмуртию, в город Глазов. И там мы прожили до победы. Потом мы вернулись в Ленинград. Потом уехали в Германию, там жили два года. Потом я окончила Ленинградский университет. По комсомольской дурости уехала на Дальний Восток, в Хабаровск, теряя ленинградскую прописку, и надолго застряла. Там я выпустила первую книгу стихов и вступила в Союз писателей. Потом приехала в Москву, поступать на Высшие литературные курсы при Литературном институте. Меня приняли, хотя это было не положено, потому что у меня уже было одно гуманитарное образование.

– И как вы остались в Москве?

– Я вышла замуж за известного в то время писателя Радова, вступила в законный брак с ним. Поэтому и осталась в Москве┘

– Замужество – это для поэтессы тяжелое испытание?

– Ну почему тяжелое? Всякий брак вообще тяжелый. Не только для поэтессы, а вообще для женщины. Даже и самый счастливый брак... Мой муж был умнейший человек, замечательный товарищ, прекрасный собутыльник┘ Кроме того, он был старше меня на много лет. Он называл меня «девочка-мамочка». Потому что я ухаживала за ним, как мать. Каждая женщина в какой-то степени – мать своему мужчине. Жили мы с ним хорошо. Правда, у него были недостатки. Например, он сильно выпивал. Но у кого нет недостатков? Он был прекрасный писатель, замечательный публицист. И первый человек, который серьезно относился к тому, что я хотела не только стихи писать, но и хотела разобраться в устройстве общества, в окружающей действительности, в государственных проблемах. Когда я поступила учиться на ВЛК, я была на четвертом месяце беременности. Проучилась около полугода и ушла в декретный отпуск. В целом я училась на ВЛК дольше, чем все.

– Вы написали когда-то: «Поэзия – мужичье дело,/ Воловий труд, соленый пот./ Зачем же Орлеанской Девой/ В поэты девочка идет?»

– Николай Николаевич Задорнов, замечательный папа прекрасного сатирика Михаила Задорнова, сказал мне когда-то: «Девочка, вы занимаетесь не женским делом. Проще быть летчиком или водителем корабля». И однажды я это поняла: поэзия и вообще литература – не женское дело. С одной стороны – это великий Божий дар, счастливый для самого человека, ибо когда человек пишет стихи, он иногда перышком нащупывает то, чего он без этого не понял бы┘ Его душа общается с миром и как бы проецирует на него тот опыт, который у нее есть. А иногда поэту открывается что-то такое, что он даже начинает пророчествовать. У великих поэтов – великие пророчества, а у тех, кто помельче, – поменьше, но есть почти у каждого. А с другой стороны, поэзия – это, конечно, мука мученическая. Это «воловий труд». И дорога зависти. Ибо кого-то печатают, кого-то издают, а тебя – нет┘ Кто-то купается в лучах (бывает, что и незаслуженной) славы, а ты болтаешься на задворках, сидишь в тени, и тебя никто не видит и никто тебя не знает.

– И через это надо пройти, чтобы закалиться...

– Да. И я прошла через все это. У меня на раннем этапе моего «большого пути» была зависть к своим более удачливым коллегам и была гордыня┘ Но я поняла, что с этим жить нельзя. Я спросила сама себя: кому я завидую? Я поняла, что я завидую Белле Ахмадулиной. Я спросила: чему я завидую? Ее стихам? Нет. Видимо, я завидовала тому, какая она красивая, хорошо упакованная, если пользоваться современным языком. Она была такая дива 60-х годов┘ Она вписывалась в атмосферу поэзии, в высокую культурную среду, была очень артистична. Я, может быть, тоже какими-то такими же качествами обладала, но была скована провинциализмом, который мешал проявиться этим качествам. Может быть, в моем провинциализме ничего плохого и не было. Я была часто такая молчаливая или громко говорящая от застенчивости. И, может быть, я делала многое не так, как надо, потому что страшно волновалась. Однажды Александр Иванов, известный сатирик, сказал мне: «Слушай, ты так боишься выходить на сцену. Зачем ты этим занимаешься тогда?» Я ему хорошо ответила: «А если ты так спокоен перед выступлениями, зачем ты тогда этим занимаешься?»

И когда я поняла, что я завидую Белле, я написала стихи о ней: «Голосок серебряный, метельный,/ Голосок сиреневый, смертельный┘» С этими стихами я поехала в Ленинград и прочитала их там, на вечере, в котором участвовала и Белла. То есть я публично признала ее превосходство и вложила ей в руки пальму первенства. Зал очень хорошо воспринял это, Беллочка тоже, и я успокоилась... Я считаю, что для пишущего человека полезней себя недооценивать, чем переоценивать.

– А когда вы написали свои первые стихи?

– Лет в девять. Мой отец воевал. И свои первые стихи я написала отцу на фронт. Такие примитивные, такие простые, такие школьные... Стихи советской девочки, которая ждет отца с фронта и говорит ему: скорее убей немцев и вернись домой┘ «И я жду того главного дня,/ Когда немцев прогоним проклятых,/ Ты придешь, поцелуешь меня/ И обнимешь и маму, и брата».

Отец всю войну носил в своей гимнастерке письмо с этими стихами. Они были для него как талисман. И какие бы стихи я ни писала потом, он говорил: те были лучше. Вообще же мои родители были лишены того, что есть понимание стихов, и были далеки от поэзии. Они без особого восторга относились к тому, что я пишу, считали это несерьезным занятием. А когда у меня вышла первая книжка и я получила за нее свой первый гонорар и подарила родителям телевизор, тогда они немножко оценили мое творчество.

– С кем из известных поэтов судьба свела вас в начале литературного пути?

– В 1959 году Хабаровск послал меня в Ленинград на Всесоюзную поэтическую дискуссию. Там меня познакомили с Виктором Боковым. Он сказал мне: «Девочка, мне очень нравятся ваши стихи. Но признайтесь, что на вас очень повлияла Марина Цветаева?» А я спросила: «А это кто?» Позже Михаил Рощин рассказал мне про Марину. Но я тогда не читала ее, а прочитала уже потом┘

Однажды в Переделкине я познакомилась с Александром Петровичем Межировым. Он спросил меня, кого я предпочитаю: Цветаеву или Ахматову? Я сказала: «Конечно, Цветаеву. Она такая пылкая, такая лаконичная, такая яркая! Такая страстная!» Он с характерным для него заиканием говорит: «Какой кошмар! Я-то думал, что такая серьезная девушка должна любить Ахматову, а не истеричку Цветаеву, должна любить серьезную, глубокую, прохладную петербуржанку, которая так ценит слово┘» Через два года я опять встретилась с ним в Переделкине. И говорю ему: «Вы знаете, вы совершенно правы┘ Я почитала Ахматову┘ И поняла, что она лучше Цветаевой». А он говорит: «Какой кошмар! Как вы можете любить эту рыбу, эту холодную петербуржанку? Любить надо честную, откровенную, открытую, яркую Цветаеву┘» Он преподал мне хорошую школу. Я поняла, что любить надо всех, кого любится. Принимай, что хочешь. Но не заставляй другого человека мыслить, думать так же, как ты┘

– Какие журналы первыми явили ваши стихи широкому читателю?

– Мне очень повезло. Меня напечатали сразу два журнала: «Юность» Катаева и «Новый мир» Твардовского – самые главные, самые популярные и престижные журналы советского времени. Причем они выбрали мои стихи из потока, что удивительно. Надо сказать, Александр Трифонович Твардовский очень любил меня, когда я еще жила в Хабаровске. Он вообще любил тех, кто жил в глубинке, и следил за ними.

В «Новом мире» меня выудил из потока Твардовский. А в «Юности» – Катаев. А точнее – Николай Константинович Старшинов, он тогда заведовал там отделом поэзии. Он выудил, выловил из потока мои стихи и дал их Катаеву, и Катаев напечатал их... И так все у меня и пошло-поехало. Я стала печататься в «Юности» и в «Новом мире», а потом и в других журналах.

– Вас в 60-е годы называли «Евтушенко в юбке»? А кто конкретно называл вас так?

– Мой учитель Михаил Луконин, который для меня много сделал, так же, как и для Жени Евтушенко. Луконин говорил, что мы с Евтушенко похожи. Мы и правда похожи как поэты. Женя в этом не признавался ни сам себе, ни мне, ни кому-то еще, но это так. Я у него ничего не списывала, не слизывала, я не подражала ему в поэзии┘ Просто у нас с ним сходные натуры и сходное отношение к предмету изображения с лексической точки зрения, смешанное такое всё. Евтушенко многому меня научил. Например, он объяснил мне, что такое усеченная рифма, говорил, что она грязнит стихи на слух и ее надо избегать. И вообще он объяснял мне очень необходимые для поэта вещи.

– У вас есть такие строки: «Я устала сражаться,/ А не сражаться нельзя»...

– Да, мне все время приходится бороться с чем-то и с кем-то, идти наперекор чему-то и кому-то. Поэтому одна из моих книг называется «Наперекор». По течению ведь легче плыть, как я сказала в одном из стихотворений этой книги, а мне вот все время приходится делать что-то наперекор, идти поперек течения┘ противоборствовать чему-то и кому-то. Хотя я не считаю себя революционеркой. Я в принципе вписываюсь в жизнь и в какую-то общую, главную программу жизни.

– И что вы сейчас пытаетесь понять в этой жизни?

– Я пытаюсь понять, нужны ли союзы писателей? Я много думала на эту тему. Государство равнодушно к ним, к творческим союзам, к поэтам, к писателям, к некоммерческой литературе, к поэзии.

– В вашем стихотворении «Дилемма» некий главный редактор вопрошает: «Стихи! Кому они нужны»?

– У таких редакторов единственный аргумент против стихов заключается в том, что сейчас другое время, и оно требует, чтобы все пишущие писали «про секс и наркоту», а произведения про веру в добро и любовь, да еще в форме стихов, сейчас «не в цене». И поэтому многие поэты оказались выброшенными за борт. Я говорю не о конъюнктурщиках, а о настоящих поэтах, которые способствовали повышению культурного уровня общества. Даже в нашей Конституции говорилось, что работа «по повышению культурного уровня трудящихся» есть дело государственной важности. Так государство относилось к писательской работе... И я пришла к выводу, что писательские союзы все-таки нужны. Если государство не хочет нам помогать – не надо, мы должны помогать себе сами. Мы должны противостоять коммерческой литературе, должны научиться быть конкурентоспособными, мы должны что-то усвоить, чему-то научиться у масскультуры┘ Но, конечно, общество могло бы немножко поддерживать нас и могло бы немножко подкидывать нам чего-то. На Западе существует много разных премий и стипендий для поощрения талантливых писателей. У нас ничего этого нету. Практически.

– Сейчас те, для кого литература – главное дело жизни, оплачивается оно или нет, – продолжают писать на свой страх и риск, они без этого жить не могут.

– Я написала, что сейчас, в эпоху рынка, мы живем, как крестьянские дети Некрасова. О каждом поэте нашего времени можно сказать словами Некрасова: «И вырастет он, если Богу угодно». А сгинуть ему никто не мешает. По крайней мере государство не мешает. Может быть, это и правильно. Пусть в литературе действует принцип естественного отбора. Пусть там выживает и остается самый выносливый, тот, кто не может жить иначе. Пусть он упорно идет своей дорогой. Но это жестокая дорога. И он должен быть готов к этому.

– Цветаева, например, терпеть не могла быт. А у вас есть такие стихи: «Я полюбила быт за то,/ Что он наш общий быт,/ Что у меня твое пальто/ На вешалке висит».

– Не всегда же я пишу стихи. Для меня стихотворение – это ребенок, который должен вырасти в утробе матери, а потом родиться на свет. Его нельзя насильно вытаскивать из себя. А раз это так, то я пишу только по вдохновению. Но я должна поймать его на кончик пера и заставить себя довести дело до конца, вылить стихотворение на бумагу. Потом, может быть, переделать его...Я пишу стихи не каждый день и не по 24 часа в сутки. И у меня остается много свободного времени, которое я могу тратить на что хочу, в том числе и на быт.

– У вас сильно развито родительское чувство к тем, кто моложе вас.

– Молодые сейчас поставлены в очень сложные условия и дезориентированы в этой жизни. Поэтому мы с нашим Союзом писателей Москвы стараемся помочь им. Мы провели уже несколько совещаний молодых писателей. Добыли денег, помогли издать некоторым первые книжки. У нас есть свой альманах «Кольцо А». В ЦДЛ регулярно проводятся вечера этого альманаха, они становятся все более интересными и привлекательными, там бывает много народу. Сейчас мы поняли, что от нас самих зависит, какая у нас будет духовная жизнь. Мы собираемся вместе и сами все себе устраиваем. Я каждый месяц веду в ЦДЛ «Клуб одного стихотворения». Причем туда приходят в основном не литературные мэтры, а авторы из потока. Именно из этого клуба я вытащила кое-каких молодых талантливых авторов.

– У вас вышло более 20 книг. Какая самая лучшая?

– Я думаю, что самая лучшая моя книга и вообще все лучшее у меня впереди.

– Вы издавали книги за свой счет?

– Нет. У меня просто не было денег. Я часто думаю о том, почему, допустим, у меня нет денег и почему они мне не светят? А потом поняла почему. Потому что, как я сама написала, «поэту подобает худоба. Сгорают углеводы в топках бури»┘ Поэту не подобает быть богатым.

– Когда в 1958 году на свет появилась ваша самая первая книга, какое ощущение у вас было?

– У меня было такое ощущение, что я больше никогда ничего не напишу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
196
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
286
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
245
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
289

Другие новости