0
2704
Газета Проза, периодика Интернет-версия

05.07.2007 00:00:00

Алмазная Колесница на горе Оштен

Тэги: майкоп, поэзия, заволокина, адыгея


Голоса «Оштена»: 20 лет спустя. Стихотворения и проза. – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007, 230 с.

Светлана Заволокина. Созвездие Колесницы: Стихотворения. – Майкоп: Адыгейское республиканское книжное издательство, 2007, 63 с.

Когда в 1987 году решался вопрос, как назвать открывшееся майкопское городское литературное объединение, помог жребий. Ребенок вытащил из шапки бумажку, на которой было написано слово «Оштен»: так литобъединение стало «Оштеном». Для непосвященных: Оштен – одна из двух крупнейших гор на территории Адыгеи. В переводе с адыгейского означает «собиратель дождя и града».

Два года спустя, в 1989 году, появился первый долгожданный оштеновский сборник – «Голоса Оштена». В нем были представлены 15 поэтов. Поскольку в те времена русскоязычной секции в Адыгейском книжном издательстве еще не было, книга вышла в Краснодаре. Сколько тогда у оштеновцев было переживаний, восторгов, дружеских подколок! «Здесь такие голоса – дыбом встанут волоса» – так я, ехидный школьник, припомнил шутку Николки Турбина.

Шли годы. Сгинули в бурной пучине ревущих 90-х многие провинциальные лито. А «Оштен» сумел выжить. Выходили в свет новые книги оштеновцев: и коллективные сборники (ныне в активе «Оштена» – 7 таких сборников), и авторские издания стихов и прозы. К нашему времени судьба этих людей сложилась по-разному. Ушли из жизни Майя Яворовская (неформальный лидер «Оштена», его душа), Светлана Карпова, Юнус Намитоков. Кое-кто уехал из Майкопа, не оставив о себе никаких координат. Кое-кто отказался принять участие в новом сборнике. Но значительная часть первопроходцев «Оштена» – и первый оштеновский староста Виталий Курбатов, и Вера Визирова, и Наталья Малюк, и Татьяна Оленина, и Елена Пелипейченко, и Людмила Шимек, и Давлетбий Чамоков – представили свои тексты. Были разысканы материалы тех оштеновцев, которых сейчас нет в живых, и тех, кто проживает не в Майкопе. Добавились и подборки авторов, которые не успели попасть в «Голоса Оштена», пришли в майкопское лито двумя-тремя годами позже (из этих авторов я бы хотел выделить четыре имени: это талантливейший поэт Александр Адельфинский, создатель странно-обаятельных стихов Левон Паланджянц, известный многим читателям современной литературы, публикующийся в московских изданиях Олег Селедцов и очень перспективный прозаик Александр Серебряков).

Второй раздел сборника – «Голоса Оштена сегодня», представляющий тех авторов, которые пришли в лито относительно недавно. И этот раздел богат яркими именами, такими, как победитель всероссийского конкурса журнала «Российский колокол» молодой поэт Николай Редькин или впервые опубликовавшийся прозаик со сложной, богатой событиями биографией Мурат Адашесов.

И еще одно значимое имя, присутствующее в данном разделе, – Светлана Заволокина. Первый сборник этой поэтессы – «Созвездие Колесницы», вышедший на днях, убедительно свидетельствует о том, что в Майкопе есть авторы, которые работают на самом современном и профессиональном уровне. Стихотворения Заволокиной я вполне представляю на страницах «Нового мира» – рядом с подборками Светланы Кековой и Ирины Ермаковой. Индивидуальный почерк Заволокиной похож на стилистику этих поэтесс. Но еще в большей степени Заволокина напоминает Анну Ахматову. Поэзия Заволокиной подхватывает раскаленную ахматовскую традицию, воскрешая скорбные, горькие, глухие голоса библейских пророков и псалмопевцев. «Ты тот отдельный пункт, в котором дождь идет. / Ты город на горе, открытый для ветров. / На площадях твоих неистовый пророк / Тебе пророчит мрак и морок. / Ты сыновей своих на плаху предаешь, / Невест вдовишь, а нищим подаешь / Лишь соль. И той крупицу каждую сочтешь, / Как барыши постыдных торгов».

Стихи Светланы Заволокиной удивляют «всемирной отзывчивостью», в них находят свое, уникальное, заповеданное от Всевышнего место – и «Грузия, где я никогда не бывала», с вывесками Пиросмани, и дикая ордынская Степь, жарко глядящая раскосым оком, и старинное черкесское заклинание, и газель из томика Хафиза, и трагедия древних инков, разыгравшаяся «под меркнущим небом Теночитлана», а также «Венеция, мертвых обитель, Кордова гордая, богатый дарами Багдад и весь в небесных заплатах Витебск». Ведь «все это ты, Господи, измыслил»┘

В стихотворениях Заволокиной много точнейших цветовых, звуковых, вкусовых эпитетов: сон у нее – «среброрукий», жаба – «золотая», багульник – «пьянящий», тутовник – «пресный», крапивный суп – «масляный» и «кисло-сладкий», чернобыльник – «многорукий», небо – «гремучее», пришелец из чужой страны – «темноликий» и «темноокий». Каждое из этих определений приносит читателю «выпуклую радость узнаванья». А стихи – переливаются ими, словно бриллианты. «Колесница» Заволокиной – алмазная. И звездная. Звезды и алмазы так похожи.

Майкоп (в отличие от Екатеринбурга, Перми или Саратова) пока не слишком различим на литературной карте России. Две новые книги, выпущенные в Адыгее, должны заинтересовать читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
628
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
608
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
609
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
587

Другие новости