0
1308
Газета Проза, периодика Интернет-версия

20.09.2007 00:00:00

Дерзновенный праздник извращенного разума

Тэги: потемкин, роман


Александр Потемкин. Человек отменяется. – М.: ПоРог, 2007, 612 с.

Легенды, которыми овеяна фигура Александра Потемкина в кругу его читателей, обрисовывают его не только как плодовитого романиста и знатока потаенных этажей современной реальности, но и как человека, эту реальность практически созидающего: Neng gou, shangren! – способный коммерсант – не без иронии по-китайски определяет он сам этот тип успешных предпринимателей. Я далек от финансов, бизнес – совершенно неведомая мне материя; может быть, именно поэтому я с интересом выискиваю у Потемкина суждения по этой части. Разумеется, выковыривать изюм из пирога – вопиющее нарушение методологии критика, но в данном случае я склонен поддаться соблазну: больно изюм хорош. А к пирогу мы еще вернемся.

Ну вот вопрос о переходе страны к рынку, о реформах начала 90-х, о введении свободных цен, которые, по замыслу реформаторов, должны были «стимулировать рост производства, перелив капиталов, сбалансированность между спросом на товары и их предложением». У вас нет возражений против этих азов, извлеченных из Адама Смита и Фридмана?

У Семена Семеныча Химушкина есть:

– Да! – говорит он. – Но свободные цены были введены в государственной экономике. Не абсурд ли это? Вам бы знать, коллега┘ (коллега – некто Гайдуров; Потемкин любит веселые ономастические шарады; могу подбросить читателям еще один его каламбур: соратник Гайдурова носит фамилию Красноухов. – Л.А.). Так вот: вам бы знать, коллега (объясняет герой Потемкина рыцарю первоначального накопления), что товарная масса и доля услуг незначительного числа кооперативов и акционерных обществ тогда не превышали на рынке одного процента. А свободные цены могут стимулировать лишь субъектов рыночного хозяйства, но не государственный сектор. Вот так вот-с!

Мотаю на ус и задаю очередной наивный вопрос: а в рыночных странах откуда деньги берутся?

Ответ:

– Во всех рыночных странах главным источником кредитования экономики служат сбережения населения. В России ликвидация сбережений привела к непреодоленному до сих пор инвестиционному голоду.

Не знаю, как инвестиционный голод, а голод информационный я таким образом определенно утоляю.

Но это все тонкости финансовой сферы. Тут кошельком надо думать. Есть проблемы, на которых мы распинаемся независимо от кошельков. Например: что делать в такой многонациональной стране, как Россия, с неистребимостью этнического сознания граждан (граждан любой полиэтнической страны, не только Советского Союза, царство ему небесное).

– Зачем таджику, узбеку и киргизу, по каким-либо причинам бежавшим в Россию из своего этнического уголка, помнить родину? Поможет ли им на новом месте информация из прошлого? Нет! Никогда! Больше навредит. Навредит болезненно и страшно. И не только им самим, но и окружающим. Не милосерднее ли избавить их сознание от обычаев брошенной родины?..

А не хватил ли тут Химушкин лишнего? Но дослушаем:

– ┘Применить терапию отвращения┘ Да-с, в ней много злобы и ярости! И сил сопротивляемости она требует нечеловеческих. Но боли все же значительно меньше, чем в полыхающих кварталах французских городов┘

Интересно, кто взвесил эту боль? Где ее больше: там, где забываются бабушкины пироги, или там, где нет никакой работы, кроме черной, и на пироги вообще нет денег?

– Да вытравить вообще эту память! – советует Химушкин. – Наука позволяет действовать безболезненно и быстро. Все прежнее напрочь исчезает из сознания. Не поддерживать этносы, а разрушать нации, уничтожать все, что есть в человеке национального.

И готов «спорить до хрипоты».

Впрочем, это уже, кажется, не Химушкин, а Гусятников. Или Дыгало. Но дело не в том, кто из этих адептов двоящегося (троящегося) сознания какую сторону берет. Они все перекидывают друг другу аргументы и «спорят до хрипоты». Дело в том, что провокационная аура потемкинского романа такова, что его идеи скорее всего надо понимать от противного. То есть: Дыгало прочит человечеству гибель, но Потемкин в гибель не верит. Гусятников на людей плюет, а Потемкин – нет. Химушкин хочет нации уничтожить, Потемкин же┘

Да простит мне читатель выкусывание этих проблем из текста романа: больно уж изюм хорош. Но хватит.

Перехожу к тому художественному целому, в какое связаны все эти частности. Связывает их общая идея, или «основная концепция», каковая должна быть у всякого крупного мыслителя. Есть она и тут:

«У Алексея Лосева – платонизм, у Циолковского – космизм и вечность, у Вернадского – живое вещество и ноосфера; музой Геракла была физическая мощь, а Наполеона – экспансия и господство над миром, музой Гринспена выступает учетная ставка доллара... Моя же муза – скандал в собственном сознании.

Разумеется, «абсолютно все», что говорится, – говорится не от автора, а от того или иного действующего лица: ткань романа – сплошь монологи героев. Но меня не покидает ощущение, что героям роздана некая всеобъемлющая мироконцепция: ожидание подступающей катастрофы человечества, дошедшего до стадии биологического вырождения вследствие безумств вывихнутого разума.

Эта мироконцепция расчленена по лицам. Сначала надвое. Носители скрупулезно выписаны по внешнему контрасту: потертый невзрачный пенсионер-бедняк Химушкин, который про свое презрение к человечеству помалкивает, предпочитая плевать на него в глубине души, и – наглый олигарх Гусятников, который про свое презрение орет на всех углах и всякому возражающему затыкает пасть стодолларовой купюрой, а если противник весомый, то чемоданом, набитым теми же купюрами. Контраст этих фигур носит, я бы сказал, инструментальный характер, так что, перекидываясь аргументами, они понимают правила общей игры и даже говорят друг о друге: «Кто из нас сумасшедший? Он или я?»

Спор этих «апокалиптических гвардейцев» таким же методом перечисления доводов переносится на другую пару: красавица-студентка Анастасия – против инженера-мизантропа Дыгало. Здесь грядущее перерождение человечества обсуждается в плане операциональном: красавица (в духе присно-почивших шестидесятников) призывает собеседника к любви и надеется, что человечество выздоровеет в силу внутренних потенций, а инженер призывает ее к ненависти и жаждет решить проблему человечества, поскорее оное уничтожив.

А автор наблюдает эту картину, доводя безумства героев до абсурда. И поскольку безумства действительно абсурдные, с первой строки романа автор предусмотрительно отступает в тень иронии. В эпиграфе – Ницше:

«Необходимо очень много моральности, чтобы быть безнравственным в утонченной форме».

В романе об «отмене человека» действительно «очень много моральности» в перевернутом виде. С точки зрения нормальной логики это классическое литературное сумасшествие. Поначалу даже чудится в монологах Химушкина Гоголь с его Поприщиным. Потом возникает Достоевский с «Записками из подполья». Дальше понимаешь, что Достоевский здесь заложен во всем объеме: с бунтом твари дрожащей, программным бесовством и неизъяснимым мороком русской всеотзывчивости (неразборчивости? невменяемости? неисправимости?).

Конечно, от Достоевского – эти огромные бредово-безостановочные, без абзацев, внутренние монологи, в которых мысль кружится, идя по своим следам и кусая собственный хвост, а я, читатель, заряженный на реакцию «от противного», вдруг обнаруживаю, что дикие суждения героев вовсе не противны моему собственному здравому смыслу, а, будучи дважды перевернуты (на голову и обратно на ноги), вполне согласуются с отлично увиденной реальностью, которая прячется в щелях общей конструкции (и побуждает к тем плодотворным читательским контактам, с которых я начал статью).

В соответствии с заветами Достоевского (и с современным общим желанием отыскать наконец русскую идею) предметом раздумий Потемкина становится русское самосознание.

Итак, что такое «мы»?

«Мы самые бедные в средствах, но самые богатые духом┘ Нам, русским, наслаждаться жизнью сам Господь запретил┘ Наш удел – сохранять в себе духовную скандальность, возвышенный образ мыслей и драчливость в помыслах┘ Вот такой я чудак (это уже не Химушкин исповедуется, а Гусятников. – Л.А.) ┘готов выбрасывать огромные деньги ради игры воображения, материализующей мои химеры. Видимо, это чисто русская манера. В скучной Европе с таким феноменом не встретишься.

Итак, можно ли вспахать русскую почву плугом европейского Разума? Ну хотя бы в порядке умственного эксперимента?

Тут помогает великий немец – Хайдеггер. Если классическая философия исходила из того, что сущее – есть, то Хайдеггер, потрясенный гекатомбами ХХ века, меняет точку отсчета:

«Почему вообще есть сущее, а не наоборот – ничто?»

Прикованный к этому «наоборот», Потемкин с последовательностью, аккуратностью и методичностью начинает доводить свой художественный эксперимент до закономерного конца. Если уж спасать человечество от вырождения, то слабых – уничтожать! Падающего – толкнуть! (Вот и еще один великий немец пригодился с его антиморалью.)

Ну знаете, пока игра идет на территории Мальтуса, я это еще могу выдержать: людей слишком много и т.д. Но на территории герра Розенберга – не могу. Как неисправимо русский человек, я начинаю суеверно пятиться от этой эфтаназийно-селекционной математики и оказываюсь в родимом болоте, из которого изначально и невзначай выкачана благодать. А раз так, лучше это болото доосушить.

«Как будет эволюционировать гомо сапиенс»?

Не знаю. На запредельные темы я не решаюсь полемизировать ни с господином Гусятниковым, ни с товарищем Химушкиным, ни с герром Дыгало. Это за рамками моей компетенции.

В рамках же моей задачи – я в высшей степени понимаю отчаяние умного и наблюдательного человека, который, чтобы справиться с грязевым потоком нынешней реальности, устроил себе (и читателям), как он хорошо сформулировал, – «дерзновенный праздник извращенного разума».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
531
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2256
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1483
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1108

Другие новости