0
1166
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.10.2007 00:00:00

Судьба, которая входит без стука

Тэги: набоков, боулз


Для Набокова воплощением пошлости был юный атлет, покрывший золотой краской двух лебедей и плывущий с ними в обнимку по озерной глади к окнам своей любимой. Впрочем, ссылаться на Набокова – тоже пошло. У меня в запасе есть свой, не такой вычурный эталон пошлости: это главная тема первой части Пятой симфонии Бетховена, про которую всем, кто учился в средней школе, известно, что так судьба стучится в дверь.

Стук судьбы столько раз имитировался всевозможными революциями, путчами, терактами – которым вторило и искусство, опьяняющее себя галлюцинаторным ощущением причастности к мировому пульсу, – что к концу прошлого века очень захотелось пожить в мире без судьбы. И без пульса. О чем среди прочих заявил Фрэнсис Фукуяма, тоже пошлейший тип, но в несколько другом, чем Бетховен, смысле.

Если вслушаться в оставленное мировой литературой многоголосое эхо, то почти отовсюду до нас будет доноситься этот назойливый стук. Патетическим он уже не кажется. Вместо оркестровых барабанов – бренчание старых дырявых корыт, приспособленных под шаманские нужды; и сложно сказать, то ли это изначальный акустический дефект, то ли влияние шума в поистертых каналах связи.

Начиная с Гомера, через блаженного Августина к Гете, Достоевскому и Уэльбеку... кажется, вся мировая литература нанизана на этот бетховенский контрапункт. Небесные, исторические, социальные силы вторгаются в жизнь героев и ломают их на корню: это, пожалуй, и есть прасюжет «высокой литературы». Но с течением времени в трагедийном лике все отчетливее проглядывает опереточная ухмылка; античный хор начинает подозрительно напоминать кордебалет. После чего весь этот амфитеатр судьбы на глазах оборачивается балаганом, резко коллапсирует и рассыпается.

Потому что понятно: жизнь не такова. Судьбы не скрывают никаких секретных кодов, они не являются воплощением трансцендентных громов и молний; не ломятся они ни в уильямблейковскую, ни в бетховенскую дверь. Судьба молчалива, и не потому, что в отличие от симфонического оркестра мудра, а просто говорить ей нечем и не о чем. И литература, которую я по привычке называю хорошей (имея в виду просто то, что она мне нравится), в том и состоит, что настраивает читателя на восприятие тишины – и глухоты – мира. Сквозь эту тишину проталкивается, продавливается, почти незаметно обволакивая нас, как в бреду или замедленной съемке, судьба.

Писателей, которые дают это почувствовать, единицы. Например, Чехов. Отчасти Петер Штамм. Определенно Пол Боулз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1496
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1704
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1808
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4138

Другие новости