0
1919
Газета Проза, периодика Интернет-версия

29.11.2007 00:00:00

Легендарный вентилятор, или Обломов советской эпохи

Тэги: никитин, роман, ссср


Виктор Никитин. Исчезнут, как птицы: Роман. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2007. – 400 с.

Виктор Никитин (р. 1960) – воронежский прозаик, автор множества рассказов и критико-публицистических статей, публиковавшийся в журналах «Москва», «Журнальный зал», «Звезда», «Русский переплет», «Подъем».

«Исчезнут, как птицы» стал большим романом почти случайно. В планах был только небольшой и несерьезный рассказ, «где были бы он и она, плюс жаркое лето, так ничем и не закончившееся», – пишет автор в предисловии. Позже захотелось говорить и о «просвещенном одиночестве», и о «смутных впечатлениях кожи». Со времен далекого 1989 года, когда были созданы первые наброски, «рассказ» оброс подробностями, произошли кое-какие крупные исторические события, появились герои второго плана – словом, стало ясно, что даже в рамки повести написанное не уместить.

Несмотря на не вполне серьезную историю создания, роман «Исчезнут, как птицы» действительно полновесный. Развернутое, сложное текстовое полотно, обилие деталей, мелких и крупных персонажей, вечный калейдоскоп декораций – все указывает на особую жанровую принадлежность. Романность тут подчеркивается еще и доброй бальзаковской традицией включать в ряды вымышленных героев реально существовавших людей. Никитин пишет, перечисляя далеко не всех «участников»: «Я хорошо знал Льва Александровича Шкловского, Валентина Степановича Пальчикова, бдительную Анну Ивановну... И даже легендарный вентилятор МЭП ЯЭМЗ ГОСТ 7402-55 выпуска 1957 года действительно существует...» Однако после подобного авторского признания читателю не стоит ожидать скучной фактографичности и строгого соблюдения единства места и времени. Прежде всего потому, что фабула как таковая не играет в романе главной роли: львиная доля читательского внимания тратится на продирание сквозь изящно скроенные лексические дебри, изобилующие сочными метафорами и разного рода художественными излишествами. Косвенная причина явного превалирования слов над событиями скрыта в самом романе: «...Ему было мало сюжета, пускай даже интересного, ему нужны были слова в первую очередь, – такая их организация, при которой стиль представлял собой жизнь в некотором смысле более властную и совершенную, чем та, что каждодневно давила на плечи плоховыделанной повседневностью».

Главный герой на фоне и так вяло развивающегося сюжета будто бы нарочно стремится не занимать много места ни в голове у читателя, ни в самом романе. Впрочем, свято уверовав в собственную заурядность, Юрий Петрович Гостев – по образованию геодезист, а на деле рядовой бумажный служащий – фигура далеко не рядовая. Безразличный к так называемой общественной работе в эпоху активистов и тружеников, эдакий «бесформенный шар», трагически выпавший из собственного времени, герой Никитина отчаянно пытается понять, что же идет не так в его бесхитростной и однообразной жизни. Его привычка оценивать (порой почти скептически) окружающих его людей, а также способность в ряде жизненных ситуаций наблюдать себя отстраненно, одновременно осмысливая собственное поведение, возводит его до уровня страдающего, рефлексирующего героя, достойного дополнить длинный ряд «лишних людей» в русской классической прозе. Из-за своей нарочитой бездеятельности и неприспособленности к жизни он естественным образом продолжает заклейменную множеством русских критиков традицию обломовщины. Как и Обломов, толстый Гостев подчас кажется неповоротливым и смешным. Но это прежде всего герой страдающий, болезненно переживающий собственную неприкаянность и благодаря этому ставший философом своей эпохи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Системная оппозиция заступилась за интернет недружным хором

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В отношениях с городским электоратом думские партии делятся на две группы

0
1008
Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Промышленность теряет былой экономический оптимизм

Анастасия Башкатова

Все больше предприятий сейчас планируют снижать объемы выпуска продукции

0
1351
Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

Мишустин поручил подготовить Стратегию развития креативной экономики до 2036 года

0
639
Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Реабилитации гражданина недостаточно для решения о компенсации

Екатерина Трифонова

Моральный ущерб от незаконного уголовного преследования придется доказывать в суде

0
959

Другие новости