0
778
Газета Проза, периодика Интернет-версия

07.02.2008 00:00:00

Время рогатого зайца

Тэги: русецкая, блестящие головы


русецкая, блестящие головы Постсоветский ландшафт населен весьма диковинными существами.
Макс Эрнст. Слон Целебес. Галерея «Тейт», Лондон

Ольга Русецкая. Блестящие головы. Роман. – М.: Издательское содружество А.Богатых и Э.Ракитской, 2008. – 304 с.

Один из первых романов, изданных в новом году, как бы продолжает череду более или менее успешных попыток изображения происходящего здесь и сейчас. Занятие это рискованное (где-то сбоку виднеется эшафот, приспособленный для известных целей), но как иначе справиться и с шумом времени, и с его таинственным мерцанием? По авторитетному мнению Александра Зиновьева, на дворе у нас времена «рогатого зайца». То есть постсоветский ландшафт причудливо населен существами и фигурами самыми диковинными, но и не такими уж неустойчивыми. С этим трудно и даже невозможно спорить.

«Рогатый заяц» пришел давно, в 60-е, потом скрывался, возникая иногда самым причудливым образом, и, наконец, проявился без маски, чтоб действовать обдуманно и мощно. Но в основном – наугад. Откуда он взялся, «рогатый заяц»? Да вышел из руин великого и ужасного «моновремени». Академик Дмитрий Лихачев вспоминал в частном порядке высказывание Михаила Бахтина (в предвоенные годы) о наступлении этого моновремени, в котором не будет «никаких мнений» и так далее. Рано или поздно на этот вызов должен был явиться какой-то ответ. Просто в силу разнообразия новых обстоятельств, которые двигают и горами, и не по чьей-то частной прихоти.

«Рогатый заяц» сказывается на всем, сплошь и рядом, не исключая современной прозы, а особенно – романов. Потому что роман как таковой – «это единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично уже мертвых жанров. Он плохо уживается с другими жанрами» (М.Бахтин). Как вечно ускользающая современность – сама с собой, тут же являющаяся в другом обличье. То есть роман – тоже что-то внеположное, – как архетип какого-то дракона или кентавра, принадлежащего уже будущему. То ли запечатленное время, отягченное всяческими «кибернетическими шумами», которые могут превратиться в зерна будущей жизни, то ли без желания и наудачу поставленное перед читателем зеркало, внезапно прирастающее гигантской перспективой. Информация – взрывчата. А тем более художественная, пластическая.

Ольга Русецкая написала роман о современности, причудливо растущей из обломков моновремени. И жизни, и мнений тут более чем довольно. Поэтому главная героиня – Полина Кленская то и дело оказывается «человеком романной толпы» вопреки раз и навсегда избранному одиночеству. Она попадает во все волчьи ямы и заглядывает во все лисьи норы. Хранительное одиночество нисколько не мешает ей гармонически вживаться в гигантский и временами совершенно непотребный мир.

«Завязанная узлом» дверь в прошлое открывается внезапно. Всегда крайне интересно, как же складываются по ходу «большой книги» отношения автора и героя. (Помните, как Лев Толстой «изумлялся» своеволию Анны Карениной? Ведь творение взрывчато.) Автор и героиня располагаются друг от друга на приличной дистанции. Полина не изготовлена в колбе и не навязана нам ни с того ни с сего. Она сама себе на уме и отбивается от собственных демонов. Всем, что под руку попадется. Детство, юность и ранняя зрелость изображены с оглядкой на классические образцы. Нечто автобиографическое тут едва различимо. Этот семейный портрет в интерьере появился из равновесия метрополии и провинции, Немецкой слободы и Бруклина, бесконечно мелькающих лиц и пробегающих пейзажей и прочих странных стихий, о которых раньше и речи не было. Но моновремя раскололось на множество самых диковинных вещей. Да и сама героиня втайне многолика. В ней много начал, и каждое готово сказаться, с желанием иль без желания. И может быть, книга прежде всего интересна вот этим «роскошным произволом». Полина задает себе вопросы, ответить на которые вроде бы невозможно. (Как труднее всего увидеть тайну наяву, а не за вымышленной мистической кулисой.) И все-таки умудряется отвечать. Кроме того, эта книга – и роман воспитания, и роман-катастрофа, и роман-предупреждение, и просто «женский роман», написанный со знанием дела и материала. А еще тут, как ни дико для юной героини, все «чисто технические» узлы современности – от экологических проблем до мирового терроризма.

Ольга Русецкая, не мудрствуя лукаво, сделала свою героиню писательницей, вернее мастером прозы, да еще и успешным (в каком-то смысле). Проза Полины растет из дневников, из мгновенных наблюдений, из одиночества, наконец, пресекаемого вторжением «рогатого зайца». А еще из смутного и довольно зловещего постсоветского ландшафта, открытого адским изгибам мирового. Нет, мы не обнаружим «романа в романе», разве что только воздушные очертания книги, которую Полина назвала «Одинокая волчица». Мы не знаем почти ничего об этом романе. Хотя можем угадывать его коллизии, «узлы и закруты». Он тут незримо присутствует. Судя по названию, да и не только, романная Полина – ученица или последовательница Германа Гессе. Возможно, этот роман напишет позже сама Русецкая. А «Блестящие головы» – своеобразный поворот ума, довольно сложная конструкция, созданная для того, чтоб охранительно зафиксировать вечно исчезающую современность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1290
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1444
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1553
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
3043

Другие новости